Ушедшие натуры. Кто собирал искусство в советском Ленинграде и несоветском Петрограде

Проект «Коллекционеры. ХХ век», посвященный собирательству искусства в Петербурге-Ленинграде, представила KGallery. Знатоки утверждают, что в начале прошлого века в городе было около двух тысяч коллекционеров. Многие из тех, кто засветился официально, после 1917 года сильно об этом пожалели. Крупные коллекции были национализированы, часть их попала в музеи, многое ушло на рынок антиквариата.


В послевоенные годы коллекционеров стало на порядок меньше. Чаще всего, это была техническая интеллигенция, хотя имелись исключения. На выставке показаны произведения, изначально находившиеся в собраниях 30 коллекционеров. Многие вещи по несколько раз меняли владельцев. Это нормально, частная собственность на то и частная, чтобы переходить из рук в руки. Печально, когда картины, известные по каталогам или описаниям, совсем исчезают из поля зрения интересующихся искусством.
“Город 812” выбрал пять вещей, которые надо посмотреть.

1) Борис Григорьев. Новичок.

Из собрания Александра Бурцева. Владелец был купцом первой гильдии, библиофилом, издателем, помогал молодым художникам, среди которых были Григорьев, Рерих, Петров-Водкин. В 1935 году был сослан в Астрахань, в 38-м расстрелян как финский шпион.

2) Юрий Анненков. Портрет Герберта Уэллса.

Из собрания Густава Кука. Коллекционер – доктор наук, специалист по оборудованию для молочной промышленности. Может, это его и спасло, страна нуждалась в вологодском масле, в тех краях этнический немец Гук прожил всю войну в эвакуации.

3) Татьяна Маврина. Портрет Павла Эттингера.

Из собрания Бориса Суриса. Коллекционер был профессиональным искусствоведом, дружил и переписывался со многими художниками, среди них – Тырса, Конашевич, Лапшин, Рудаков. Эттингер был коллегой Суриса. Наверно, поэтому он приобрел портрет.

4) Владимир Лебедев. Натюрморт с гитарой.

Из собрания Иосифа Эзраха. Механик без образования за 60 лет коллекционирования стал одним из лучших знатоков русского и западного фарфора. Картины у него тоже были, как этот ранний авангардный Лебедев.

5) Мартирос Сарьян. Портрет Ивана Щукина.

Из собрания Игоря Афанасьева. Коллекционер был нефтехимиком, дважды его сажали в 30-е, потом в 40-е годы, он провел в лагерях и ссылке в общей сложности около 20 лет. Выручил приятель Исаак Добкин, которому удалось кое-что спасти от конфискаций. В 1955 году Афанасьев вернулся в Ленинград и продолжил дело прерванное советской властью. Иван Щукин – сын знаменитого коллекционера Сергея Щукина, открывшего России Матисса (этот портрет на заставке к тексту).

В.Ш.