Какова величина взяток, откатов и прочих теневых потоков в российской экономике и куда они текут, попыталась определить группа исследователей из Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов (СпбГУЭФ) под руководством члена-корреспондента РАН Ирины Елисеевой.
Когда мы говорим о коррупции, сколько-нибудь точные измерения невозможны. Приходится полагаться на оценки экспертов. Если экспертов подобрать правильно и в достаточном количестве, то можно получить картину, похожую на действительность. Именно этим путем решили пойти в СпбГУЭФ. Исследователи опросили 105 респондентов, которые так или иначе каждый день сталкиваются с тем, как работает российская экономика и бюрократический аппарат. Это представители федеральных и местных органов власти, бизнесмены, главные бухгалтера предприятий из разных отраслей и т.д.
Опрошенным задавались вопросы из сферы их деятельности (или смежной сферы) о том, например, какая доля фонда оплаты труда укрывается от налогов или какая доля прибыли идет на взятки такой-то организации.
В результате, эксперты создали всероссийский баланс теневой экономики, который демонстрирует, куда и в каких объемах движутся скрытые денежные потоки.
Сами авторы не претендуют на точность абсолютных цифр. Их исследование – это, скорее, взгляд на российскую экономику и политику тех, кто действительно имеет представление об их устройстве. Взгляд, надо сказать, крайне мрачный.
Общий объем теневой экономики может составлять от 20 до 25 трлн рублей. Сама теневая экономика выстроена по принципу пирамиды, внизу которой находятся промышленные и строительные предприятия (наиболее “дойная”, с точки зрения теневой экономики, отрасль России), а на самом верху – федеральная власть.
Находящиеся на нижней ступени коррупционной пищевой цепочки предприятия получают теневой доход от, преимущественно, неуплаты налогов. Доля серой оплаты труда варьируется от трети в торговле до двух третей в строительстве. Доля скрытой прибыли составляет 28 – 45% в зависимости от отрасли.
Но если верить авторам исследования, даже этих незаконно скрытых доходов не хватает для покрытия аппетитов тех, кто “доит” промышленность и строительство. Так что баланс получается отрицательный.
На взятки и откаты уходят громадные средства. Больше всего средств из промышленности уходит правоохранительным органам. Если прибавить сюда остальных силовиков – налоговые органы, суд, прокуратуру – то получится, что силовики – основная теневая статья расходов российской промышленности.
Но силовики – это лишь середина коррупционной пирамиды. Наверху – власть как местного так и (особенно) федерального уровня – туда поднимаются выкачанные из “кормовых” отраслей экономики деньги. Объем получаемых чиновниками теневых доходов составляет от 7 до 8,5 трлн рублей, что сравнимо с размером федерального бюджета. Правда, власть тоже вынуждена делиться: около 3 трлн из этих доходов уходят в другие сектора – преимущественно, в те же правоохранительные органы.
Интересно, что среди главных коррупционных расходов федеральной власти – общественные организации, включая партии. На них, если верить исследованию, власть “втемную” тратит столько же денег, сколько на суд и прокуратуру.
Авторы исследования считают, что обозначенное ими распределение и соотношение теневых потоков близко к действительности, – такой видят теневую Россию те, кто в ней работает. Но наверняка и в распределение вкрались неточности. К примеру, сложно объяснить, как может быть такое огромное отрицательное сальдо теневых доходов у таможни – сложно представить, что она сдает более 100% добра в вышестоящие организации.