Кто спасет авиакомпанию «Россия»: город или «Лукойл»?

В ближайшее время губернатор Валентина Матвиенко может либо поссориться с главой и совладельцем «Лукойла» Вагитом Алекперовым, либо, наоборот, еще больше породниться с олигархом и упрочнить его позиции в Петербурге. Все зависит от исхода борьбы за государственную транспортную авиакомпанию «Россия», в которую Смольному, возможно, придется вступить с «Лукойлом». Правда, в Смольном далеко не все уверены, что городу победа в этой борьбе нужна.

   Третий участник процесса – госкорпорация “Ростехнологии”, как это ни парадоксально, сейчас даже не рассматривается ни как будущий собственник авиакомпании, ни как соперник Смольного за контроль над ней. Несмотря на то что корпорация собственником уже является (см. справку): ГТК после акционирования должна быть передана в “Росавиа”. Но, скорее всего, никакой передачи ГТК в эту существующую пока на бумаге компанию уже не будет. “На данном этапе, когда речь идет о срочном выводе из кризиса авиакомпании “Россия”, продолжение процедур, связанных с присоединением ряда других разорившихся региональных перевозчиков, скорее всего, будет признано нецелесообразным”, – утверждает начальник аналитического отдела инвестиционной компании “Ленмонтажстрой” Дмитрий Кумановский.

Источник, хорошо знакомый с положением дел в ГТК “Россия”, убежден, что в нынешнем своем виде (ее долг, по сведениям главы Росавиации Геннадия Курзенкова, – 6 миллиардов рублей) компания никому не нужна ни в Москве, ни в Петербурге. И все, что может и должно сделать в этих условиях правительство РФ, – это назначить ответственных за ее спасение.

На прошлой и позапрошлой неделе в Минтрансе и у вице-премьера Сергея Иванова состоялись несколько совещаний, посвященных судьбе авиакомпании. По некоторым данным, она находится в столь непростом положении, что ее кредиторы – поставщики топлива и аэропорты – могут отказаться обслуживать самолеты из-за долгов. Правда, в “Ростехнологиях” такую вероятность яростно отрицают, а чиновники Смольного клянутся сделать все возможное для того, чтобы ГТК не остановила полеты. Для этого, как сообщают знакомые с переговорами источники, в городском правительстве придумали такую схему: город выдает гарантии под банковские кредиты для ГТК, которые позволят ей заплатить за топливо и лизинговым компаниям (“Россия”, к ее чести, за последние несколько лет практически полностью обновила свой флот, но сейчас нужно платить за лизинг самолетов). Но при условии, что контроль над компанией будет передан от “Ростехнологий” к Петербургу, а федеральный центр выступит согарантом по этим кредитам (до нескольких миллиардов рублей).

Если Валентине Матвиенко удастся отобрать компанию у Сергея Чемезова, то это будет ее самое крупное политическое достижение уходящего года. Тогда окончательно потеряет всякий смысл создание “Росавиа”. “Хотелось бы убедить премьер-министра и его окружение, что Чемезову лучше заняться АвтоВАЗом и оборонкой, а деньги для ГТК мы найдем – нашли же их для аэропорта Пулково, – говорит источник, близкий к переговорам. Аргументы Матвиенко и ее заместителя Юрия Молчанова (они вместе в минувшую среду представляли свою позицию Сергею Иванову) просты: второму городу России нужна своя городская авиакомпания, чтобы петербуржцы могли летать во все города СНГ и на все континенты из Пулкова, а не из Москвы или Хельсинки. А кроме того – это еще и вопрос менеджерской репутации губернатора и чиновничьего престижа: у мэрии Москвы есть свой “Атлант-Союз”, так почему же у Смольного нет?

Аргументы “против”, которые высказываются московскими чиновниками: в федеральном бюджете и так нет денег, поэтому давать кредиты на санацию ГТК он не может. “Россия” – федеральная собственность, и нет оснований разбрасываться ею без причин. Кроме того, у компании есть кредиторы, так не лучше ли попросить их помочь “России”? Едва ли не 1 миллиарда рублей ГТК должна заправщику “Совэкс”, по 50 процентов которого принадлежит “Газпром нефти” и “ЛУКОЙЛу”. Последнюю компанию источники журнала и называют в качестве инвестора, которому правительство может поручить помочь ГТК. По другим данным, “ЛУКОЙЛ” и сам хочет войти в авиакомпанию. Поэтому Алекперову и Матвиенко предстоит либо договариваться о партнерстве либо конфликтовать. Официально обе нефтяные компании, как и “Совэкс”, эти планы не комментируют.

Если город все же добьется своего, то, возможно, антимонопольной службе захочется спросить: а как будет с конкуренцией в принадлежащем Петербургу аэропорту Пулково, около 50 процентов выручки которого формирует ГТК? Между базой и перевозчиком может возникнуть конфликт интересов, что обычно не слишком выгодно пассажирам, поскольку низкие цены на авиабилеты бывают тогда, когда аэропорт стремится максимально расширить количество обслуживаемых компаний.

Любопытно, что идею передачи контроля в ГТК городу в Смольном поддерживают не все. По сведениям журнала, в финансово-экономическом блоке, который возглавляет вице-губернатор Михаил Осеевский, весьма скептически оценивают перспективу выдачи гарантии под кредиты на несколько миллиардов рублей при дефиците бюджета 2010 года. Городские финансисты явно предпочли бы, чтобы компания досталась сильному инвестору, который управлял бы ГТК, советуясь с городом и, возможно, даже отдав ему миноритарный пакет. Официально в Смольном не сообщают, в каком состоянии сейчас находится торг между всеми заинтересованными сторонами, но, по нашим данным, Сергей Иванов велел всем договориться до Нового года. Чтобы клиенты “России” на каникулах не разделили печальную судьбу пассажиров “Эйр Юнион”, которая в прошлом году остановила полеты в самый пик сезона.        

 Евгений НИКИТИН

 Справка

ГТК “Россия” –  сформирована в 2006 году после слияния правительственного перевозчика “Россия” и петербургской авиакомпании “Пулково”. В июне 2009 года государство передало ее холдингу “Ростехнологии”. Флот ГТК “Россия” – девять Airbus A319, шесть Airbus A320, пять Boeing 737-500, три Boeing 767-300ER, один Ан-148. Рейсы выполняются в 23 города РФ, 12 городов СНГ и 31 аэропорт дальнего зарубежья.

“Ростехнологии” – государственная корпорация, создана в 2007 году на базе “Рособоронэкспорта” по инициативе его главы Сергея Чемизова. В 1980-е годы Чемизов работал в ГДР, где и познакомился с В. Путиным. Сейчас в концерн входит 439 предприятий (80 процентов из них оборонные), на которые приходится 23% военной продукции России.

“Росавиа” – проект “Ростехнологий”, которая собиралась осуществить его в партнерстве с правительством Москвы. Последнее должно было передать в новую компанию своего оператора “Атлант-Союз”. Затем из федеральной собственности в новую компанию планировалось передать ГТК “Россия”, “Красноярские авиалинии”, “Домодедовские авиалинии”, “Самара”, “Оренбургские авиалинии”, “Кавминводыавиа, “Владивосток Авиа”, “Дальавиа” и “Саратовские авиалинии”.

 Главные трофеи Валентины Матвиенко:

 – 25% акций “Ленэнерго”. Через год после прихода к власти губернатор раскритиковала “Ленэнерго” за отсутствие инвестиций в подстанции. После этого была проведена допэмиссия акций “Ленэнерго”, которая досталась Петербургу. Когда-то город уже был владельцем пакета “Ленэнерго”, но в конце 1990-х расстался со своим пакетом.

Юго-Западная ТЭЦ. Проект был начат в 2004 году группой “Синтез”, но в кризис инвестор “подарил” проект городу за один рубль. Городу предстоит вложить около 14 миллиардов рублей.

Аэропорт Пулково. Был передан с федерального баланса городу в обмен на обязательство инвестировать не менее 30 миллиардов рублей в строительство нового терминала. Первый шаг к выполнению этого обязательства сделан – город передал аэропорт в концессию консорциуму из банка ВТБ, немецкого оператора Fraport и греческой Horizon Air Investments.

– “ПетербургГаз” – оператор городских газовых сетей. В начале 2000-х годов “Газпром” приложил немало сил, чтобы установить контроль над газотранспортными компаниями в стране. Однако в Петербурге монополисту пришлось довольствоваться 49% “ПетербургГаза”. А контрольный пакет остался за городом.

 Комментарий

Дмитрий Кумановский, начальник аналитического отдела инвестиционной компании “Ленмонтажстрой”:

– Для города получение авиакомпании “Россия” –  прежде всего, статусное событие. Валентина Матвиенко и раньше возражала против передачи “в Москву” управления ГТК. Возвращение контроля и смена организационной формы с ГУП на МУП позволит сделать Петербург значимым федеральным игроком на рынке авиаперевозок, что повысит лоббистские возможности Петербурга в профильных министерствах.

Переход ГТК Россия под контроль Петербурга позволит авиакомпании серьезно снизить стоимость базирования флота и заправки самолетов. Поддержка города через подконтрольный аэропорт позволит формировать удобный график полетов для “России”, вернуть имидж надежного перевозчика на чартерных рейсах. Проблемы с обслуживанием долгов привели к тому, что ГТК лишилась практически полностью чартеров на 2010 год.

Сохранение авиакомпании под контролем у города, безусловно, приведет к необходимости обслуживания просроченной задолженности авиакомпании в 6 миллиардов рублей. При прогнозируемом дефиците бюджета Петербурга в 18 млрд рублей в 2010 году и около 8 млрд рублей в 2011 – 2012 годах, для города это будет ощутимым. Но, скорее всего, в реальности удастся рефинансировать долги, заморозить выплаты городу и привлечь часть новых средств от коммерческих банков.