Эрмитаж открыл выставку «Сесил Битон и культ звёзд», собранную из архива студии Битона, музея Виктории и Альберта, журналов «Vogue» и «Vanity Fair». В наши пандемические времена событие незаурядное само по себе. К тому же, это первая в России персоналия фотографа, сначала ставшего звездой, а потом поставившего выпуск звезд на поток. Или иначе: если вы попали в объектив Битона, значит, ваша звездность подтверждена документально.
Биография сэра Сесила Уолтера Харди Битона (Cecil Beaton, 1904-1980) в самом кратком виде выглядит так. Сын преуспевающего торговца древесиной, Битон не счел нужным получать диплом в Кембридже. Сбежал в Лондон, чтобы стать своим среди аристократов. Понравился золотой молодежи, которая прожигала жизнь в красивую эпоху между мировыми войнами и любила фотографироваться.
Когда в Лондоне открылся британский филиал «Vogue», Битон показал свое портфолио, его сразу взяли в штат. Потом были десятилетия съемок знаменитостей, фешн-фотография, работа личным фотографом королевской семьи, военные репортажи, снова съемки звезд. В 1956 году он создает костюмы для мюзикла «Моя прекрасная леди». Сначала на Бродвее, потом – в Голливуде. И получает за них «Оскар». Прагматичный Битон застал бунтующие шестидесятые, когда самое понятие «культ красоты» стало глубокой архаикой. И стал фотографировать Френсиса Бекона, Энди Уорхола, Мика Джаггера.
Выставка построена из 6 разделов, примерно отвечающих биографии Битона: «Сойти за своего», «Арбитр красоты», «Русские сезоны», «Перемены и потрясения», «Зрелище власти», «Портреты и характеры».
Этот проект адресован трем типам публики. Первая – те, для кого не пустой звук имена Марлен Дитрих, Тамары Карсавиной, Натальи Палей. Вторая – любители фотографии как вида искусства: показаны контрольки Битона (выбор поворота головы и освещения), работа с кадрированием снимка и т.д. Третья группа – поколение гаджетов, которым все предыдущее совершенно по барабану, зато важно узнать, как делать селфи, чтобы выглядеть звездой. Такая публика принялась за работу сразу после вернисажа.
«Город 812» предлагает свою географию выставки.
Самые знаменитые фотографии
Модель в белой панаме от «Suzy» (1934) – сюрреалистический портрет «голова в коробке».
Эйлин Данн в детском госпитале. (1940). Один из лучший снимков в мировой военной фотографии «без пушек».
Одри Хэпберн на съемках фильма «Моя прекрасная леди» в костюме от Битона (1963). Две звезды сошлись и разговаривают между собой.
Звезды
Марлен Дитрих (1930). В мемуарах Битон пишет, что вне экрана в кинозвезде было меньше эсктравагантности.
Сальвадор Дали и Гала (1936). Она была его преданным мушкетером, это точно.
Ивлин Во (1955) писатель. Учился с Битоном в одной школе. Они враждовали вся жизнь, из-за разных оценок золотой молодежи.
Любимая модель
Пола де Геллибрандт, маркиза де Каса Мори (1928). Считалась первой красавицей своего времени.
Русская знать
Княжна Наталья Палей (1934). Внучка Александра II. Манекенщица и подруга парижских интеллектуалов.
Ия Ге, она же – леди Абди (1929). Работала с Коко Шанель. Прототип Зои Монроз в «Гиперболоиде инженера Гарина».
Русский балет
Джордж Баланчин (1935) знаменитый хореограф, родом из Петербурга, создатель американского классического балета.
Тамара Карсавина (1954), соперница Анны Павловой на балетном Олимпе.
Рудольф Нуреев (1960-е), Битон считал его лучшим танцовщиком, а он их видел немало.
Автопортреты
Автопортрет (1930-е). Стивен Теннант, многолетний друг Битона, как-то вспомнил, что того бросили в пруд за макияж. Возможно. Но это фото напоминает картины прерафаэлитов (Милле «Офелия»). Тогда – другая, пародийная история.
Автопортрет (1942 -1943). Военные будни.
Выбор куратора Дарьи Панайотти
Курсантка женских вспомогательных военно-воздушных сил на параде в Шропшире (1941).
Альбомы Битона с вырезками из журналов. Кухня фотографа
Выбор «Города 812»
Американский фотограф Ирвин Пенн (1950). Надо очень сильно любить свое дело, чтобы создавать такие суперснимки конкурента.
Вадим Шувалов