Законодательное собрание Петербурга приняло в окончательном третьем чтении закон о внесении изменений в городской закон «О зеленых насаждениях общего пользования» (ОЗНОП). Из списка насаждений будут выброшены более 100 адресов. Когда началась и чем закончится борьба за охрану скверов и парков, Online812 разбирался вместе с экспертом ЗакСа Александром Карповым, директором центра экспертиз ЭКОМ.
Примерный перечень садов
Начало истории “зеленых законов” относится к 2003 году, времени губернаторства Владимира Яковлева. Тогда стало ясно, что город стремительно теряет скверы и парки от наступающего на них строительства. “Зеленые” организации говорили о 20 гектарах потерь ежегодно. Законопроект “Об охране зеленых насаждений” был принят весной 2003-го, но был заветован и.о. губернатора Александром Бегловым. Защита насаждений стала законом только в мае следующего года, когда документ подписала Валентина Матвиенко. В тексте прямо говорится, про необходимость принятия другого закона – ОЗНОП.
Депутаты заказали работу Институту прикладной географии, который подготовил паспорта с детальными и ситуационными планами, а также текстовой частью с подробным описанием границ зеленых территорий.
Первое чтение ОЗНОП состоялось в начале лета 2006 года, в нем значились 2100 объектов. За время парламентских каникул граждане самостоятельно обследовали городскую территорию, руководствуясь принципом: ЗНОП – это любой доступный для детской коляски зеленый участок земли. В итоге список достиг 2400 объектов и был на ура принят во втором чтении.
Однако к третьему чтению вдруг выяснилось, что система координат, использованная географами, не совмещается с “сеткой”, которую применяют комитеты городской администрации. В пылу подготовки документа были самостийно названы десятки скверов, что вызвало протесты Топонимической комиссии. Закон тем не менее был принят, а летом заветован Валентиной Матвиенко. Источники утверждают, что Смольный предложил такой компромисс – использовать слово “примерный” по отношению к перечню ЗНОП. Потом, этим словом специально занималась городская прокуратура. Заодно из закона исчезли паспорта с описаниями, вместо них появились мелкомасштабные карты, был исключен и режим правовой защиты ЗНОП. В октябре 2007 года ОЗНОП был подписан губернатором.
Стадион – пишем, магазин – в уме
Дальше началось правоприменение, которое показало: чиновники трактуют слово “примерный” как “приблизительный, не точный”. В одной официальной бумаге администрации Московского района так и было сказано: поскольку список зеленых насаждений примерный, разрешаем на данной территории строительство жилого дома. Аналогичные истории были на Серебристом бульваре, на улице Ивана Фомина. В итоге прокуратура постановила, что слово “примерный” надо игнорировать, а список – точный.
Тогда власти поменяли тактику, КГА стал отказывать застройщикам, отсылая в ЗакС, чтобы они убеждали депутатов в социальной значимости проектов. Процесс “преодоления” ОЗНОП приобрел относительно цивилизованные формы. Бизнес в дискуссии убеждал в необходимости поправок. Самых известных было две – технопарк на проспекте Большевиков и стоянка автобусов в Петродворце.
Но так продолжалось недолго. В октябре 2008 года городская администрация предложила депутатам исключить около 1,5 тысячи ЗНОП из 2,4 тысячи и изменить границы более 250. В исключаемые попали весь парк Сосновка (позже чиновники утверждали, что по ошибке), сад Смольного собора, сад РГПУ им. Герцена. По оценкам экспертов ЗакСа, в некоторых городских районах обеспеченность зелеными насаждениями уменьшилась бы в разы. Рекорд установил Приморский район – 10 раз.
Весной 2009 года в ЗакС попал более острожный документ, из несколько десятков предложений. Комиссия по городскому хозяйству отказалась вносить этот документ на обсуждение ЗакСа. Тогда и появился список из 161 поправки, которые были внесены в ЗакС как губернаторские. Потом был долгий торг между Смольным и депутатами, которые, в частности, отбили сквер на улице Восстания, 8 – единственный на нескольких кварталов. Список на исключение из насаждений сократился до 103 адресов. Но в нем остались, например, два сквера на Старопетергофском проспекте, 33 и 30.
На третьем чтении депутаты сократили площади 33-х зеленых территорий. Юнтоловский лесопарк уменьшен с 306 до 245 га. Сквер у танка в Автово скукожился с 7,72 до 1,39 га.
Но и эти изменения не последние. Рабочая группа Смольного с весны занимается инвентаризацией зеленых насаждений (определением границ ЗНОП и их ценности). Работа не закончена и все сюрпризы впереди.
Одновременно в ЗакСе уже находится подготовленная “зелеными” новая версия первого закона – “О защите зеленых насаждений”. Цель – установить механизм защиты зеленых территорий как права граждан на комфортную среду обитания. И закреплении законом норматива насаждений на каждого жителя. Инициаторы надеются, что депутаты рассмотрят проект в феврале.
Неспокойные парки
Два самых ярких примера конфликтных ситуаций, где застройщики пытаются использовать административный ресурс, – Лопухинский сад и Полежаевский парк. В первом случае граница выделенного под строительство участка наезжает на ЗНОП. Чиновники успокаивают – у владельца будет обременение в виде обязанности сохранять зеленые насаждения. Но это ограничивает охраняемые законом права пользования частной собственностью на землю.
В Полежаевском парке распложена зона, где по ПЗЗ разрешено строить спортивные сооружения. Ссылаясь на трудности при определении конкретного места для объекта, чиновники предлагали сначала выбросить из списка ЗНОП весь парк, а потом вернуть в него то, что останется после строительства. Возник вопрос, почему проблема “вырезки” стройплощадок в парках не прозвучала при обсуждении проекта ПЗЗ. Может быть, там собираются строить что-то еще.