Конец декабря – традиционное время разгула магазинных краж. Чуть ли не в два раза чаще преступники уходят из супермаркетов, не заплатив. Культурная столица не исключение. Что дарят друг другу новогодние воры и как с ними борются охранники.
Зачем даме шуруповерт?
Воруют в магазинах все – от школьников до топ-менеджеров – и всё – от спичек до бытовой техники и дорогущего алкоголя. По подсчетам ученых, хотя бы один раз в магазине воровал каждый 11-й житель мира. В России чуть ли не каждый третий что-то брал с полки и не платил.
Ежедневно на пульт вневедомственной охраны поступает от 3 до 15 звонков из магазинов. Причем учитываются только случаи, когда сумма ущерба больше 1000 рублей. А всего за день фиксируется до 40 магазинных краж. Пик воровского сезона – как раз предпраздничные дни, особенно предновогодние. Горячая пора наступает за неделю-две до самого торжества. Во-первых, активизируются непрофессионалы – им пора запасаться подарками. Во-вторых, матерые воры пользуются скоплением людей в магазинах. Декабрь – это ведь еще и время популярных у народа распродаж. В толкучке как раз легче спрятать товар под одежду или в сумку. И, в-третьих, зимой всегда удобнее воровать – под объемными теплыми куртками и пальто хорошо скрывать награбленное.
– А воруют действительно все и совершено непредсказуемо, – считает руководитель пресс-службы Управления вневедомственной охраны Юрий Александров. – Один мужчина украл 10 пар женских колготок. Другой – разбил витрину и стянул дорогой купальник. Зачем он ему? Вор же от осколков порезался, все купальник – в крови, его даже не подарить. А было дело – женщина украла шуруповерт.
Под Новый год самый ходовой товар у воришек – красная икра, конфеты, копченая колбаса, а из алкоголя так же предсказуемо предпочитают шампанское и коньяк. Кто попроще, охотно берет водку и селедку в любом виде.
– Но с алкоголем другая проблема. Сейчас по закону нельзя продавать крепкие спиртные напитки после 11 вечера. А выпить-то хочется. И даже заплатить люди готовы, но нельзя. Что народ придумал: покупатель приходит в круглосуточный магазин. Хватает с прилавка бутылку водки и тут же на месте отпивает. Это уже порча имущества, но на сумму менее тысячи рублей. Ему предлагают возместить ущерб в размере стоимости товара. Он с удовольствием возмещает и уходит с бутылкой водки в любое время суток. Бывает, в магазине товар не отдают после возмещения, тогда покупатель нередко выпивает всю бутылку прямо на месте, – рассказывает Александров.
Свои тащут, как чужие
Этот год вообще разорительный для Петербургских супермаркетов. Кризис сократил зарплаты покупателей, а желание вкусно есть и хорошо одеваться осталось. В этом году количество краж увеличилось по разным торговым сетям от 10 до 30 процентов.
Обычно половина краж приходится не на покупателей, а на обслуживающий персонал. Особенно стараются приходящие рабочие. Замечено, что в минувшем году активизировались работники компаний, которые осуществляют уборку помещений. Магазины теряют 2-3 процента своей прибыли из-за воров. Но в итоге эти убытки покрывают добросовестные покупатели, так как потери закладываются в цену товаров.
За последний год, по наблюдениям продавцов, стало больше непрофессиональных воров, тех, кто пошел на дело впервые. При этом они сразу покушаются на дорогой товар. Его можно перепродать и выручить денег. Но чаще преступников интересуют чай, кофе, другие повседневные продукты, а также косметика и диски с фильмами и музыкой.
А между тем в магазинах не всегда наказывают воров. Некоторых даже “поощряют”. Супермаркетам нужны постоянные клиенты. И если домохозяйка ежедневно закупает у них по целой тележке продуктов, то маленькую шалость в виде прикарманенной шоколадки или кусочка душистого мыла ей могут и простить. Лишь бы она и дальше приходила в этот магазин за покупками.
Не вор, а шоплифтер
Помимо клептоманов, людей ворующий из-за нехватки денег и профессиональных преступников, зарабатывающих на ворованном, в Петербурге есть те, кто обманывает магазины из спортивного интереса. Они называют себя на английский манер шоплифтерами (от английского shoplifting – воровство в магазинах).
“Если вот честно, самому себе, то могу сказать, что воровство ничем не оправдать, даже нехватка денег не оправдание, – рассуждает шоплифтер Гашкек. – Конечно, общество у нас неидеальное, но для уничтожения капиталистической системы есть более рациональные методы. Я ворую, потому что мне нравится играть. Это очень интересно. Ты прокачиваешь (улучшаешь. – Прим. ред.) ловкость, получаешь больше товара. Если уличен, то охранники заберут немного денег и отпустят. И даже не обидно за это. Просто играешь”.
В Интернете у шоплифтеров свои форумы, группы в социальных сетях. Интересно, что в магазинах воруют не гопники, а вполне нормальные люди. Они хвастаются друг перед другом не только украденной едой и одеждой, но и книгами:
Антон: “За последние три дня 7 книг. Сегодня лицензионный диск ценой в 500 рублей. Будет подарок на Новый год другу”.
Лиза: “Из-за меня (как сказали работники магазина) закрыли книжный. Потому что были регулярные кражи – каждый день по 2-3 книги. Но его перенесли прям к моей школе”.
Что крадут шоплифтеры
Выпивка и еда – 61,5%
Одежды и аксессуары – 18,7%
Литература – 13,2%
Диски с фильмами, играми, музыкой – 1,1%
Другое – 5,6 %
Как воруют:
– Самый простой, но и самый рискованный метод – просто схватить вещь и убежать. Это работает в мелких магазинах. В крупных велик шанс, что охрана все-таки догонит.
– Незаметно спрятать вещь в карман или сумку. Обычно так воруют мелочь, которая выложена возле касс – жвачки, презервативы, конфеты, а также бытовую химию в небольших упаковках (вроде кусков мыла).
– Оторвать защитные наклейки или устройства. На одежду и обувь чаще всего прикрепляют специальные пластиковые приспособления. Их либо разламывают отверткой, либо аккуратно надрезают ткань (немного портится вещь, но и “неукрадайки” чаще всего ставят в тех местах, где они не испортят внешнего вида одежды после снятия). Освобожденная от защиты вещь прячется в сумку либо надевается под свою одежду. Обычно это делается в примерочной. Обувь надевают на ноги и быстро уходят, пока продавец-консультант отвлекся на поиск другой пары. Книги защищают магнитными наклейками. В больших магазинах, где есть зоны для просмотра книг и чтения, эти наклейки удобно выискивать и аккуратно удалять.
– Защитные устройства обезвреживают магнитом или работающим мобильным телефоном (достаточно кому-то позвонить, чтобы пошли радиоволны). Хотя это не всегда срабатывает.
– Воры изготавливают специальные сумки. Изнутри обычную котомку отделывают несколькими слоями фольги. В итоге сканеры на выходе из магазина не улавливают сигналов от защитных устройств на воруемых вещах.
– Ценники с намагниченными штрихкодами переклеивают с дешевых вещей на дорогие. Если при этом покупать много товаров, то кассир может не заметить подлога и пробьет вещь, которая стоит 1000 рублей, всего за 100, а то и 10 рублей.
– К воровству часто подключают малолетних детей. Им отдают нужный товар. А если охрана заметит воровство, то можно попытаться свалить на малыша – он не знал, что брать вещи в магазинах нельзя.
– Еду и напитки некоторые воры употребляют прямо в магазине. В крайнем случае, заплатят по ценнику пустой тары. А если охрана не заметит, то упаковка просто будет спрятана в самом магазине.
Как защищают:
– Здорово помогает видеонаблюдение в магазинах. Даже если охранники не могут постоянно следить за картинкой со всех камер, запись – это веский аргумент при разбирательстве с вором или подозреваемым.
– Напротив продавцов и кассиров установлены зеркала, чтобы они могли видеть, что делают покупатели за стеллажами или маленькие дети внизу.
– Охрана лично ходит по залам. Причем иногда сотрудники магазина маскируются под обычных покупателей. Так им проще следить за людьми, не привлекая внимания к себе.
– Когда человек вызывает подозрение у охраны, его все равно нельзя досмотреть, если нет повода. Для этого у “сторожей” на выходе есть те же магнитные устройства, что крепятся к товарам. Когда подозрительный покупатель проходит через сканеры, охранник подносит свою “неукрадайку” к сканеру, и раздается ложный тревожный писк. Повод досмотреть человека появился.
– Услужливый продавец предложит отнести выбранную вами косметику, игрушку или любой другой товар до кассы. Это делается не только для удобства клиентов, но и для того, чтобы вещи как можно меньше находились в руках покупателей и у них не было возможности подменить ценник или содрать защиту.
– Особо ценные товары в супермаркетах выставляют в витринах либо упаковывают в прозрачные коробки, которые можно вскрыть только на кассе. Так ворам не уничтожить магнитные наклейки.
– Некоторые защитные устройства не просто намагничены, в них встроены специальные капсулы. При попытке взломать защиту эти капсулы разбиваются и пачкают вещь и руки вора краской.