Поможет ли нам прогрессивная шкала налогов?
Григорий Юдин, умный, интересный социолог, отвечая на вопрос ведущего, говорит, что в России, конечно, необходимо ввести прогрессивную шкалу НДФЛ. Потому что во всех странах она прогрессивная, а в России, к тому же, ужасное неравенство. На Пикетти ссылается: мол, тот прямо недоумевает, как это можно при таком неравенстве иметь плоскую шкалу.
И приводит Юдин пример (внимание!): некий депутат Мосгордумы получает чуть ли не больше, чем бюджеты некоторых городов – разве справедливо брать с него те же 13%, что и с людей, получающих мало. По мнению Юдина, брать с этого депутата надо больше процентов, раз он сам не понимает, что неприлично богат в бедной стране.
Слушаю я и думаю: ага, значит, если из, предположим, миллиона рублей, получаемых депутатом в месяц, изымать налогом не 130 тысяч, а 250 (25%), то работягам с маленькими зарплатами станет не так обидно. И в бюджет больше денег вернётся. В тот самый бюджет, из которого (только подругой статье) депутат свой миллион получает.
Пригорюнится, значит, наш депутат, что ему на жизнь останется всего ничего – жалких 750 тысяч, а не 870, как раньше, и подумает, как дальше жить. Посоветуется с братьями по несчастью, такими же депутатами, тоже глубоко травмированными прогрессивным налогом. И, пожалуй, они сообща легко придумают, как возместить себе ущерб из того самого бюджета, которым они же сами распоряжаются.
Я бы, например, на их месте сразу бы догадалась, что если из 2-х миллионов изымать даже 30%, то в карман упадёт чистыми 1 400 000. А это лучше, чем 870 000. Но можно же и не так явно, не повышая депутатскую зарплату сразу в 2 раза – можно увеличить содержание по статьям, которые никаким налогом вообще не облагаются. На транспортные расходы депутатов, на жилищные, на представительские, на обслугу и т.д.. Я хоть и не доктор наук, но за один день придумала бы, как возместить личные депутатские убытки от прогрессивной налоговой шкалы. И уверена, что депутаты с этой задачей справятся лучше меня.
Потому что депутаты, в отличие от умного Юдина, знают, что их личные доходы никак не зависят от результатов их деятельности и затрат труда. Они зависят только от того, какие суммы выделяются из бюджета на функционирование депутатского корпуса.
И вот я думаю: может, у социологов, даже с докторской научной степенью, мозг устроен каким-то особенным образом? Запрограммирован такие простые вещи принципиально не понимать?
Марина Шаповалова