Беглов нарисовал домик. Что рассказал психологам его рисунок

Губернатор Петербурга Александр Беглов на встрече со студентами изобразил на бумаге дом. Это предоставило хорошую возможность изучить внутренний мир губернатора. В клинической психологии есть проективная методика «Дом – дерево – человек» (изобретена в 1948 году), когда испытуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Этот графический тест используется для оценки личности. По мнению Джона Бука, автора методики, каждый рисунок – это как автопортрет, а «прочитать» его легко с помощью ключа к тесту.

 

Положение на листе

Домик губернатора сильно сдвинут влево и вниз относительно центра листа. Часть рисунка (дым) выходит за верхний и правый края.

*Размещение рисунка ниже центра

– Субъект чувствует себя небезопасно и неудобно, и это создает у него депрессивное настроение;

– Субъект чувствует себя ограниченным, скованным реальностью.

Размещение рисунка в левой стороне листа

– Акцентирование прошлого. Импульсивность.

Выход за правый край листа

– Желание «убежать» в будущее, чтобы избавиться от прошлого.

– Стремление сохранить жесткий контроль над ситуацией. Страх перед свободными переживаниями.

Выход за верхний край листа

– Фиксирование на фантазиях как источниках наслаждений, которых субъект не испытывает в реальной жизни. Подразумеваются сильные агрессивно-реактивные тенденции (скрываемые и нескрываемые).

 

Перспектива

Рисунок Александра Беглова выглядит «неправильным». Перспектива искажена, две стены изображены в одной плоскости.

*Признаки потери перспективы (субъект правильно изобразил один конец дома, но в другом месте рисует вертикальную линию крыши и стены) – страх перед будущим, если искажение — справа.

*Если все рисунки исполнены анфас, это характеризует субъекта как прямого, бескомпромиссного, стойкого. Такая установка может формироваться как ответ на глубинное чувство незащищенности.

 

Дом

Объект на картинке  губернатора изображен крупно, близко к «зрителям»

*Дом вблизи – открытость, доступность и (или) чувство теплоты и гостеприимства.

 

Стены

Стены в домике губернатора тонкие. Вертикальные линии, которыми они изображены на рисунке,  тоньше, чем у остальных «конструктивных элементов». Зато линия фундамента (основы) – жирная.

*Стена с акцентированным контуром основы – субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу.

* Боковой контур стены слишком тонок и неадекватен – предчувствие (угроза) катастрофы.

*Прозрачные стены – потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно.

 

Крыша

Крыша на рисунке немного съехала и не смыкается со стеной.

*Крыша – сфера фантазии.

*Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом, – плохая личностная организация.

 

Двери

Дверь небольшая. По размеру – почти такая же как окошко.

вери очень маленькие

– Чувство несоответствия, неадекватности и нерешительности в социальных ситуациях.

– Нежелание впускать в свое «Я».

 

Окна

Окон на рисунке 4 штуки. Это, скорее, много, чем мало.

*Множество окон показывает готовность к контактам.

*Отсутствие занавесок – отсутствие стремления скрывать свои чувства.

*Окна без стекол – враждебность, отчужденность.

 

Труба

Труба на рисунке губернатора есть, ее конец подчеркнуто выделен. На него (на фото) указывает палец губернатора.

*Труба – фаллический символ. Акцент на нее – сосредоточение внимания на признаках мужского пола. 

*Эмоциональная зрелость и равновесие.

 

Дым

Дым – самая яркая деталь картинки. Его настолько много, что даже не помещается на листе.

ым очень густой – значительное внутреннее напряжение (интенсивность по густоте дыма).

 

Источники: «Настольная книга практического психолога», учеб. пособие, Рогов Е.И; энциклопедии психодиагностики PsyLab.info

 

Комментарий психолога (попросил об анонимности):

– Рисунок не соответствует возрастному уровню. Он похож на детский (примитивизм, искажение перспективы). То, как нарисованы травинки у основания дома, говорит, скорее, о регрессивных, инфантильных тенденциях. При этом сам дом выглядит очень основательным, тяжелым. Но так как изображение сдвинуто в левую часть листа, эта основательность, похоже, была в прошлом. А в будущее идет только черный дым. Направленность дыма вправо (в будущее) – сомнительность перспектив.

Разрыв крыши и дома говорит о том, что человек «потерялся», испытывает личностный разлад, его желания не соответствуют реальности.

Труба как будто закрыта крышей, но дым всё равно идёт –можно трактовать как неудачную попытку сдерживания негативных процессов, контроль над ситуацией утрачен.

В целом, примитивизм рисунка – это прямота, непосредственность, отсутствие двойного дна: вряд ли автор вынашивает злые умыслы.

Елена Роткевич