Проект скоростного поезда до Москвы оказался успешным в коммерческом отношении. Так, за первый месяц, с 18 декабря, перевезено более 100 тыс. пассажиров, что принесло 3,7 млрд рублей, даже если считать, что продавались только самые дешевые билеты – по 3720 руб. и не продавались по 6900 в бизнес-класс. Есть, однако, и побочные эффекты.
Самый заметный – торможение всех остальных поездов на пути “Сапсана” из-за сбоев в движении скоростного поезда (а “Сапсан” ходит по тем же рельсам, что и остальные поезда, поэтому, если он опаздывает, все остальные ждут, чтобы его пропустить). Октябрьская железная дорога пока не собрала полную статистику по задержкам, так как больше работает над тем, как бы уменьшить число опозданий других поездов из-за “Сапсана”.
Сам поезд работает достаточно стабильно: за месяц с небольшим произошла только одна задержка, вызванная техническими причинами – 22 декабря поезд пришлось остановить под городом Лихославлем в Тверской области, из-за чего он в итоге опоздал на 37 минут. Официальная версия – сбой электроснабжения, не связанный с подвижным составом (т.е. не сам поезд виноват, а переделанная под него инфраструктура). На самом деле причина, конечно, не в этом. Лихославль – российский аналог бермудского треугольника, где вечно что-то происходит. Такое название за городом закрепилось в начале XIX века, как за местом с “лихой”, т.е. дурной славой (откуда, кстати, и название близлежащей деревни Лиховидово).
Оставим, однако, чертовщину и обратимся к статистике. Пока на Октябрьской железной дороге не смогли подсчитать суммарное время задержек “Сапсана” и связанных с ним задержек других поездов, так как занялись главным – причинами.
– Чаще всего график движения срывается из-за нападений на поезд – всяких хулиганов, бросающих камни и ледышки, – рассказывает Виктор Корсаков из ОЖД. – У нас уже 5 таких случаев. Есть задержанные, привлекаются к ответственности по статьям “хулиганство” и “вандализм” УК, но глобального решения этой проблемы пока не найдено.
География задержаний подтверждает статус Петербурга как культурной столицы, а Ленинградской области – как самого развитого региона в экономическом отношении. По данным ОЖД, подтверждаемым и транспортной милицией, наибольшее число нападений за весь 2009 года – 50 случаев – произошло в Московской области. 50% из них – забрасывание камнями. На втором месте – Тверская область. Наиболее криминогенный участок – Решетниково – Завидово – Редкино – Тверь – Дорошиха – Лихославль. С Лихославлем все давно понятно (см. выше). Случаи под Завидовом проливают свет на моральный облик обитающих там персон. В доме отдыха “Завидово” охотились Леонид Ильич Брежнев, Иосип Броз Тито и другие VIP. Дом отдыха и сейчас работает в структуре Главного управления по обслуживанию Дипломатического корпуса, и по сей день это место элитного отдыха и корпоративных мероприятий. Как рассказывает руководство пансионата, отдых в Завидове – “неуловимое спокойное благородство”. Есть версия, что благородства в отдыхающих все больше, а дичи вокруг становится все меньше. Приходится охотиться на мелкую птицу, вроде сапсанов. По гастрономическим качествам не вальдшнеп, конечно, но выбирать не приходится.
Среди нападающих на “Сапсан” и другой полюс российской действительности – люди, озлобленные на технический прогресс и на тех, кто сидит в вагоне-ресторане посреди бела дня. 12 января на перегоне Вышний Волочек – Леонтьево поезд расстрелял кусками льда Михаил Самарцев, ранее судимый 35-летний житель Тверской области (прописка – деревня Леонтьево). Из-за того только, что за день до этого “был откинут воздушной волной”.
“11 января меня сдуло с насыпи скорым поездом и отбросило в сугроб”, – рассказал Михаил на допросе в свое оправдание. Только после этого подследственный решился на месть. Странный, конечно, человек. Почитал бы хотя бы общедоступное описание технических характеристик поезда. Мало того, что поезд скоростной. Климатическая установка, обеспечивающая комфортную температуру в поезде, засасывает воздух на крыше, а выпускает – из-под брюха поезда, где находится “устройство для вытяжки”. Специалисты ОЖД по нашей просьбе сейчас пытаются рассчитать, так ли эта вытяжка мощна, чтобы в совокупности со скоростью поезда разбрасывать местных жителей по сугробам.
Последнее нападение на “Сапсан” зафиксировано 26 января, и опять в Тверской области, на перегоне на перегоне Академическая – Бушовец, и опять среди бела дня (поезд вышел из Москвы в 13 часов). Опять разбито стекло, и опять в пассажирском вагоне. Начинающие охотники все никак не могут пристреляться, выбрать необходимое упреждение. Как рассказал Михаил Самарцев, он вообще-то целился в лобовой стекло машиниста, но попал только в 6-й вагон. Таким образом, средство полностью обезопасить пассажиров найдено. Достаточно сократить поезд с 7 вагонов до 5.