Власти заставят светофорами все реки и каналы Петербурга

В 2010 году в Петербурге планируется установка 11 светофоров для катеров и прочих теплоходов – в основном на мостах. Такую программу на неделе огласило «Управление водного транспорта». Считается, что это приведет к уменьшению числа водных ЧП.

    Представлявшая программу директор ГУ “Управление водного транспорта” Ольга Каргина горячо рассказывала о коммерсантах, не желающих тратиться на обеспечение систем безопасности, что в итоге приводит к трагедиям, подобным пермской. Правда, в истории с петербургскими теплоходами все обстоит иначе.

По программе управления в городе должно появиться около 300 знаков, регулирующих водное движение (сейчас на набережных и мостах установлено 263 знака). Кроме общеизвестных “не гони волну”, “не бросай якоря” есть знаки, ограничивающие скорость, предупреждающие о тесных габаритах моста, запрещающие обгоны. Управление водного транспорта планирует также установку видеокамер, которые помогут фиксировать нарушителей и считывать их номера (особенно это касается водных мотоциклов, которые, впрочем, номеров не имеют). Конфликт ГУ с бизнесменами, то есть с Ассоциацией владельцев пассажирских судов, возник из-за вопроса: сколько водных светофоров требуется городу и где нужно их устанавливать. Известно, что во многих городах с развитой системой каналов светофоры успешно замещаются сферическими зеркалами, но у нас такой метод объявлен неэффективным.

Управление водного транспорта в лице Ольги Каргиной планирует установку 11 светофоров: на всех мостах, а также речных перекрестках. Глава Ассоциации владельцев пассажирских судов Евгений Зубарев утверждает, что достаточно трех светофоров: у Синего и Певческого мостиков, а также на выходе Зимней канавки. Проход под Синим мостом напоминает тоннель, и капитаны обычно выясняют по рации, свободен ли проход. Пока никаких ЧП там не случалось, но рация может подвести. “Зато в других местах появление светофоров – явно надуманно, это будет только мешать движению, а не обеспечивать безопасность, – отметил Зубарев в беседе с корреспондентом Online812. – К тому же судно – не автомобиль, его сложно остановить на скорости, особенно если оно идет по течению”.

В свою очередь Ольга Каргина заметила, что гораздо сложнее – разводить пробку в канале, если в узком горлышке встретятся два теплохода или даже – два каравана. Задней передачи у теплоходов как-то не предусмотрено. Впрочем, для защиты от таких ЧП Управление водного транспорта разработало еще одно ноу-хау: спутниковая система GPS-ГЛОНАСС и диспетчер, который следил бы за передвижением всех городских судов. Спутники должны поставить заслон тем предпринимателям, которые регистрируют в Госинспекции по маломерным судам и налоговой одну лодку, а затем покупают еще пять таких же.

“Нам предлагали установить такие датчики сначала за 6000 рублей с каждой лодки, потом – бесплатно, но мы отказались, – рассказывает Зубарев. – Нет, мы не против того, чтобы суда, как, например, троллейбусы, были видны соседям по трафику. Но УВТ предлагает систему для автомобилей, чтоб защищать их от угона: дешевую и неэффективную. В то время как в других странах используют систему АИС, специально разработанную для водного транспорта. Там капитан судна сам видит на мониторе соседние точки – другие суда. А в автомобильной их видит только диспетчер. Неудобно”.

Расходы на водную безопасность Петербурга – 17 миллионов рублей – будут оплачены из бюджета Петербурга. По словам Ольги Каргиной, это намного дешевле, чем ликвидация последствий разного рода ЧП. Крупных аварий на водных магистралях Петербурга пока не происходило, но УВТ к ним готовится.          

 Нина АСТАФЬЕВА

 Справка

Сейчас в ГИМС Петербурга зарегистрировано 50 тысяч маломерных судов и около 300 аквабайков. Серьезные ЧП на водах случаются в среднем раз в год. В прошлом году катер врезался в “Аврору”, в позапрошлом аквабайк задел сидевшую на набережной женщину, в этом – еще один аквабайкер разбился сам.