Бывший уполномоченный по правам человека в Петербурге получил возможность на собственном опыте проверить, как тяжело рядовому гражданину бороться за свои права. «Уволенный» депутатами два месяца назад, Михайлов попытался оспорить действия своих бывших коллег в суде. Однако в минувший понедельник суд Михайлову в его жалобе отказал. И тоже, по мнению экс-омбудсмена, нарушил все его права.
Напомним, питерские депутаты мучительно долго – без малого 10 лет – подыскивали подходящего человека на должность уполномоченного по правам человека. А когда, наконец, нашли и утвердили Игоря Михайлова, то дали ему поработать всего 2 года. В конце октября Михайлов был отстранен практически в одночасье – на основании доклада контрольной комиссии ЗакСа, которая, рассмотрев деятельность УППЧ, пришла к выводу, что он “причинил существенный ущерб авторитету госвласти, исполнение своих профессиональных обязанностей принес в угоду политическим стремлениям, поставил под сомнение добросовестность и преданность делу государственной службы”. Самого Михайлова в момент принятия судьбоносного для него решения в городе не было – на это обстоятельство он, кстати, и указывал суду. Но тот жалобе экс-омбудсмена не внял.
– Из вынесенного судом решения вытекает, что на уполномоченного по правам человека не распространяется действие Трудового кодекса и его можно уволить, когда он находится в отпуске! – с неудовольствием прокомментировал решение суда Михайлов.
– Вы уже выяснили для себя, кто стоит за этой акцией депутатов?
– До решения Верховного Суда я не буду называть никаких имен и фамилий, хотя сейчас я продолжаю во всем этом разбираться. Ясно одно: дело носило явно политический и заказной характер, и на основании клеветнической информации были приняты такие управленческие решения…
– Если вы рассматриваете это как клевету, не собираетесь ли инициировать уголовное дело в отношении клеветников?
– Я над этим думаю.
– А за защитой к федеральному руководству “Единой России”, членом которой вы являетесь, не обращались?
– Когда губернатор города и спикер, которые, в сущности, и принимали решение, входят в высшие политические органы этой партии, от нее трудно чего-то ожидать. Сейчас позиция партии такова: пока дело в суде, мы не вмешиваемся.
– Вас уже отстранили, нового омбудсмена еще не выбрали… Куда деваться людям, чьи права нарушены?
– Я продолжаю работать. Из 33 человек в моем аппарате только пятеро решили не дожидаться собеседования с новым уполномоченным, остальные – на своем месте. Прием граждан продолжается, корреспонденция, причем в очень больших количествах, поступает, мы ее изучаем. В этом отношении петербуржцы не пострадали!
Правда, есть большие сомнения в полезности упомянутой бурной деятельности. Ведь теперь рекомендации и обращения Михайлова к органам власти для восстановления нарушенных прав граждан можно считать всего лишь его личным творчеством, не обязательным для рассмотрения.