Эту работу знаменитого художника Александра Арефьева, создателя Ордена непродающихся живописцев, мы нашли в KGallery, на его персональной выставке.
Известно, что Арефьев с товарищами в послевоенные времена лазали по ленинградским крышами и оттуда подсматривали за женскими банями. Потому что денег на натурщиц у них не было, а рисовать женскую натуру было надо. Это они так объясняли.
Если бы родился Арефьев лет на триста раньше, то ему было бы гораздо проще. Общественные русские бани были совместные. Об этом с удивлением писали все иностранцы. Мылись обычно мужчины и женщины все-таки отдельно, но раздевалка была одна на всех. А иногда, писали в отчетах путешественники, какая женщина встанет голая на пороге мужской мыльни и начинает запросто с мужчинами разговаривать.
В Петербурге бани и купальни были разделены для мужчин и женщин перегородкой, но, во-первых, немолодые женщины почему-то предпочитали мыться с мужчинами (иностранцы не поняли – почему). А во-вторых, вымывшись в бане, и мужчины и женщины выбегали вместе на улицу голышом, и вместе же бежали окунуться в речку.
Всю эту свободу прикрыла Екатерина II. А что с нее взять – немка!
Вы спросите, а где же те потрясающие картины с обнаженными телами, которые создали русские художники в русских банях?
Загадка. Большая.
Есть версия, что императрица где-то спрятала. Надо искать. Начинать с Эрмитажа.