Выставку «Советские монеты: от НЭПа до перестройки» открыл «Гознак» в принадлежащем ему Доме фондовых капиталов в Петропавловской крепости. Проект посвящен 100-летию введения большевиками новой экономической политики и связанным с этим началом чеканки первых советских монет.
Масштаб выставки (а она – пятая в пятилетней истории расположенного в крепости гознаковского Музея истории денег), может напугать неофита – более 650 предметов. Монеты, маточники, эскизы… Почти 70% материала выставляются впервые. Но, как и прежде, музейная команда (куратор проекта – Андрей Богданов) понимает, что у выставки будут две аудитории. Одна – неофиты и любители. Вторая – знатоки и коллекционеры.
Вторым подсказки не нужны. Сообщим, что они увидят эскизы монет из недрагоценного металла достоинством в 1, 3 и 5 рублей, выполненные в 1922 году швейцарской фирмой «Huguenin Freres&Co». Капиталисты прослышали, что Советы собираются чеканить монеты и предложили свои услуги через швейцарского консула в Риге советскому торгпредству в Латвии. Материалы уехали в Москву. Наркомат финансов от услуги отказался, но эскизы передал в Гознак. Буржуи изобразили на аверсе факел и сурового пролетария с молотом. Так они представляли себе новую русскую власть.
По мнению историков денег, эскиз для знаменитого золотого червонца «Сеятель» 1923 года создал не скульптор Иван Шадр, а художник-медальер Петроградского монетного двора Антон Васютинский. Своего крестьянина он придумал еще до революции для памятной медали Мингосимущества. Кстати, «Сеятеля» чеканят до сих пор как инвестиционную монету.
На гурте монеты достоинством в 1 рубль 1922 года красуются инициалы «В.С.». Тогда еще сохранялась дореволюционная система ставить инициалы директора Монетного двора. Но вышла ошибка: Виктор Смирнов руководил двором до 1917 года.
Пропустим 40 лет. В начале 1958 года Арсений Зверев, министр финансов СССР скрепил личной подписью и сургучной печатью образцы монет восьми номиналов – от 1 копейки до 5 рублей. Но осенью того же года Никита Хрущев объявил денежную реформу. И через два года Зверев повторил ту же операцию с монетами образца 1961 года, которые ходили 30 лет. Там остановились на 1 рубле. Делать монеты дороже – 2, 3, 5 рублей – не рискнули: фальшивомонетчики не дремали. При деноминации в 10 раз пять рублей стали серьезными деньгами.
Юбилейные монеты 1967 года, выпущенные к 50-летию Советской власти, тиражами по 50 млн штук, многие помнят. В коллекции Госзнака хранится пять подарочных комплектов этих монет в варианте из серебра. О том, что такие подарки кому-то делались, ничего не известно.
Хитом выставки является пробный набор золотых монет – 10, 25, 50 и 100 рублей к 100-летию Ленина. За пределы Госзнака комплекты не вышли.
К Олимпиаде-1980 в Москве чеканка памятных монет разных номиналов из разных металлов развернулась в полный рост. 45 видов напечатали: радость для нумизматов. С Олимпиадой-1988 в Сеуле дальше нескольких эскизов дело не пошло. Следующий олимпийский рубль выпустили уже после СССР – к Олимпиаде -1992 в Барселоне.
Уникальны три золотые монеты «Glastnost. Perstroyka. Mikhail Gorbachev» номиналом 50, 100 и 200 рублей. Они остались в пробных экземплярах.
Для неофитов. Большевикам хватило трех лет, чтобы расстаться с иллюзиями, что можно счастливо жить без денег, натуральным обменом. Еще в первую мировую войну металлические деньги полностью исчезли из обращения. Их заменили бумажки разных правительств и стран. Для НЭПа макулатура не годилась. В 1921 году стали чеканить и накапливать серебряные 10, 15, 20, 50 коп и 1 рубль (их выпустили в обращение только в 1924 году). Тогда же, в 1924-м, отчеканили медные 1, 2, 3, 5 копеек. На этих уже появился герб СССР. В 1935-м исчезает надпись «Пролетарии всех стран соединяйтесь!», а также изображение рабочего. С мировой революцией у большевиков не задалось. Еще раньше серебряные монеты заменили на мельхиоровые.
На почетном месте находится витрина «Пооперационные образцы», Ленинградского монетного двора (1946). Бронзовый лист превращался в набор монет посредством: вырубки, гурчения (прокатки), отжига (температура 750-800 градусов), отбела (в теплой мыльной воде) и, наконец, собственно, чеканки.
Аркадий Трачук, генеральный директор АО «Гознак», отвечая на вопрос “Города 812”, сколько жить осталось монетам в эпоху тотальной цифровизации, заявил, что деньги будут и дальше существовать в трех формах – наличные, безналичные и цифровые. Иное дело, что объем изготовления денежных знаков (банкнот и монет) за последние 10 лет сократился более чем на 35 процентов. И добавил: «монеты низких номиналов сейчас практически не чеканят».
Выставка будет работать по 29 декабря.
Вадим Шувалов