Россияне, по сравнению с европейцами и азиатами, почти совсем не волнуются о глобальном потеплении. И в этом есть резон: страна в целом и многие регионы от повышения температуры выиграют.
Россия приняла свою собственную климатическую доктрину – документ без конкретных целей и обязательств, скорее описание рисков и преимуществ, связанных с потеплением, сообщает сайт slon.ru. По мнению директора главной геофизической обсерватории им. Воейкова Владимира Катцова, эта мера запоздала: даже китайцы, скептически относящиеся к всемирной климатической панике, утвердили подобный документ еще два года назад. Но все-таки впервые правительство ставит задачу оценить “весь комплекс потерь и выгод, связанных с изменениями климата”.
Как климатические изменения отразятся на российских регионах в ближайшие 50–100 лет?
В основе прогнозов большинства климатологов – модели Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) при ООН. Мы выделили три основных сценария, показывающие, как могут измениться средние температуры в январе и июле до конца XXI века (при нажатии на карту можно увидеть прогнозируемую температуру в каждой точке России).
Сценарий первый – “Ускоренная глобализация”: быстрый экономический рост, а также рост численности населения планеты до 2050 года (затем – плавное ее снижение). Различия в доходах населения разных регионов будут уменьшаться, а в производстве будут использоваться новые энергоэффективные технологии с уменьшенным выбросом парниковых газов. Выбросы углекислого газа (СО2) к 2100 году вырастут в 2 раза по сравнению с базовым 1990 г.
Сценарий второй – “Провал глобализации”: технологической и экономической унификации не произойдет и спустя 90 лет. Каждый будет стоять сам за себя и опираться на свои природные ресурсы. Численность населения будет расти до конца века, бедные страны будут все такими же бедными. По этому сценарию уровень СО2 в атмосфере вырастет к 2100 году в 2,42 раза.
Сценарий третий – “Зеленые победили”. Экономика будет глобализоваться, но с упором на энергосберегающие и “чистые” технологии, а доля информационных технологий и сервисов в мировом ВВП будет расти. По этому сценарию к 2010 г. концентрация СО2 увеличится в 1,53 раза, а концентрация некоторых других парниковых газов, в том числе метана, упадет.
При любом сценарии глобальное потепление подействует на нас сильнее, чем на многие другие страны: при повышении средней температуры на Земле на 1 градус в России средняя температура растет на 2–3 градуса. В итоге, по расчетам Владимира Клименко из Московского энергетического института, отопительный сезон к 2050 г. сократится (при усредненном сценарии) на 10 дней в году. Это поможет России сэкономить на обогреве около 2 млрд тонн условного топлива – около 20% доказанных запасов сырой нефти и газового конденсата.
Хотя потепление должно повысить уровень океана и увеличить сток рек, многим странам оно грозит острой нехваткой питьевой воды. Россия и здесь вытянула счастливый билет: осадков станет больше, причем доля снега – сейчас около 50% – будет уменьшаться. Но последствия сильно зависят от региона.
Прогнозы разнятся и по срокам, и по формату оценок. Но сведение их вместе помогает хотя бы примерно оценить те выгоды и проблемы, которые Россия может получить от климатических перемен.
Северные регионы от потепления выиграют: просто потому, что там станет теплее, но не уменьшится количество воды. Но регионы вблизи Каспийского моря и неподалеку от границ со Средней Азией могут заметно пострадать и от затопления части прибрежной территории, и от возможной нехватки питьевой воды. Дефицит воды будут испытывать и сами среднеазиатские страны, что чревато серьезными региональными конфликтами.
По-разному потепление может повлиять и на сельское хозяйство. В Сибири, на Дальнем Востоке и на севере России в ближайшие полвека урожайность серьезно вырастет. Но при этом в ряде южных регионов, где производится большая часть сельскохозяйственной продукции, урожайность будет падать.
Оценить эффект для транспортной инфраструктуры еще сложнее. В северных районах из-за таяния льдов периоды навигации будут становиться все длиннее. Но при этом многие дороги, положенные на вечную мерзлоту, могут оказаться в еще более плачевном состоянии, чем сейчас, а в отдаленные районы, куда раньше зимой добирались по замершим руслам рек, будет попасть сложнее.
Увеличение трафика через северные морские пути – большой плюс (возможно сокращение дороги из Европы в Северную Америку в два с лишним раза, и это – стимул к развитию портов российского севера). Но статус Арктики сейчас вызывает серьезные споры, так что из-за территориальных претензий северные пути могут оказаться менее востребованы, чем ожидалось.
Хотя в целом экономике Крайнего Севера дополнительные градусы тепла будут полезны, не всем последствиям стоит радоваться. При размораживании аварии на трубопроводах станут чаще, а экологические и экономические последствия – серьезнее, особенно там, где трубы идут неподалеку от рек.
Кроме того, ресурс зданий, построенных с учетом вечной мерзлоты, при потеплении будет стремительно сокращаться. По прогнозам Росгидромета, к 2030 г. в Якутске и Тикси 100% зданий, построенных до 2000 г., исчерпают свой ресурс прочности.