«Новая этика», на самом деле – перелицованная тоталитарная левизна, впаривает нам снова коллективизм в его наиболее опасном виде. В том, в котором личностное и личное, а не просто индивидуальное, подавляется размытым до неопределённости коллективизмом. Коллективной ответственностью, компанейщиной и групповщиной. Только теперь на поверхности – как бы внимание и бережное отношение ко всем особенностям, ко всем тонкостям душевного склада, но не человека, а группы, объединённой по какому-то признаку.
Человек не может сказать слово, которое группа, настаивающая на своей коллективной идентичности, считает для себя обидным, унижающим достоинство, просто неприятным в усмотренном ею контексте. Групповая идентичность даёт преимущества её членам за счёт человека, в неё не включённого и потому подлежащего «правильной», «исправительной» дискриминации.
Когда единственной коллективной идентичностью признаётся гражданство, то, по крайней мере, внутри этой идентичности граждане де-юре обладают равными правами. И равно же ограничены одними законами. Плохими или хорошими законами – второй вопрос. Их можно улучшать, только когда они одинаковы для всех. «Слово против слова» в этой логике не работает без доказательств, поскольку слова равных граждан – в равной цене. Невозможно более суровое наказание за оскорбление чувств какой-то особенной группы граждан, потому что чувства у всех одинаковые, человеческие.
В «новой этике» слово групповой идентичности весит больше слова отдельного гражданина – у них потому что исторические травмы, несправедливо слабые стартовые позиции, более сложный культурный код или обострённая особым психо-физическим складом чувствительность. А то и всё скопом. Поэтому доказывать им ничего не нужно – они правы по факту такого рода самопрезентации. Им положено больше – на том же основании.
Если дальше продвигаться в этом направлении, от деклараций равенства гражданских прав вообще ничего не останется. Человек будет лишён всякой субъектности. Ничего не останется даже от идеи базовых прав человека – она будет отброшена как «устаревшая», нетолерантная к меньшинствам и «препятствующая гуманитарному прогрессу».
Марина Шаповалова