Мой драгоценный ВкусВилл — поставщик самого вкусного пива, шоколадных творожков и Наполеонов — провалился в выгребную яму самоцензуры.
А началось всё с того, что в соцсети магазина была выложена история под заголовком «Рецепты семейного счастья» – о ЛГБТ-семье, состоящей из женской пары, сестры и матери одной из девушек.
От себя спешу пояснить, что семейное счастье, благодаря продуктам ВкусВилла, может настичь не только лесбиянок, но и любых жителей планеты Земля, проживающих в радиусе работы продуктовой сети, — рубрика историй о покупателях магазина является постоянной. ВкусВилловское счастье настигло и меня с моим котом, и порожденные этим счастьем эндорфины толкают меня встать на защиту магазина.
А защищать есть от кого. История о ЛГБТ семье была удалена вскоре после размещения, поскольку на торговую сеть накинулись не иначе чем кремлеботы: пользователи, не являющиеся подписчиками ВкусВилла (что отмечает сам магазин), заполнили своими гомофобными высказываниями секцию комментариев под постом о счастливой и сытой лесбийской семье.
Характерно то, что как раз подписчики ВкусВилла положительно отреагировали на размещенную историю и не проявляли никаких негативных эмоций. Однако – и от этого всех конкретно бомбануло! – магазин пошел именно на поводу у хейтеров.
Итог — историю о девушках удалили, оставив фотографии, а текст разместили новый: с извинениями за оскорбление чувств большинства «как наших покупателей, так и сотрудников».
Но тут знатно бомбануло уже меня: немедля подоспели новые хейтеры – адепты «культуры отмены». «Позор!», — кричали они, — «Вот тут вы конкретно обос@ались!», «Больше к вам — ни ногой!» и т.д.
А из-за чего, собственно, весь бугурт? Продуктовый магазин опубликовал историю о любимых продуктах нетрадиционной семьи. Подписчики, интересующиеся продукцией ВкусВилла, прочитали и приняли к сведению. Но нашлись люди, не готовые мириться с существованием однополой любви, которые-то и напугали руководство соцсетей магазина своими комментариями. ВкусВилл принялся извиняться, виртуально встав на колени не перед меньшинствами, чем занимаются, например, спортсмены в западных странах, а перед хранителями традиционных ценностей, выступающими от имени «большинства». Что, в свою очередь, вызвало вторую волну возмущений, но уже со стороны прогрессивной общественности, для которой новая этика и гиперопека дискриминируемых меньшинств — мать родная. В итоге моей любимой торговой сети наваляли с обеих сторон, так и не оценив благородный порыв со стороны магазина и не разобравшись в причинах удаления поста.
Вся эта ситуация говорит только об одном. «Людей Сети» – неважно каких, патриархальных или прогрессивных, – ВкусВиллоскими продуктами не корми, дай только втоптать в грязь того, кто сильнее, известнее и богаче их самих.
Это перманентное восстание серых масс против ярких «выскочек», обывателей против личностей происходило, пожалуй, всегда, но имело ли такие масштабы в эпоху до интернета?..
Сегодня свою вязанку хвороста в очередной костер под очередным «шибко успешным» спешит подкинуть каждый, при этом совершенно не стремясь быть хоть мало-мальски справедливым и не пытаясь хотя бы проанализировать ситуацию на предмет соответствия выносимых «смертных приговоров» – конкретным реалиям, а не навороченным слухам и мнениям.
А реалии таковы, что в России все еще действует закон о запрете пропаганды ЛГБТ, которого и испугались, как я понимаю, во ВкусВилле, ибо другой здравой причины удалять этот пост, как нетрудно понять, не было. Словом, не продумали в торговой сети последствия ни для своего паблисити, ни для своего бизнеса в целом, понадеялись на авось, или просто преждевременно вознеслись на вершины заоблачных замков, выстроенных из ВкусВилловских же маршмеллоу, с ирисковыми башенками, обмазанных кокосовой сгущенкой. Но не тут-то было — ребята, вы всё еще в России, хоть у вас уже и есть свой магазин в Нидерландах.
А прогрессивным комментаторам ВкусВилловских соцсетей хочется ответить только так: придержите коней. Канселить и шеймить может каждый, а руководить бизнесом в России могут «не только лишь все»… пардон, только те, кто умеет не «отменять», а созидать полезное и нужное другим. По крайней мере, мы с моим котом Марсиком считаем именно так. И выражаем магазину ВкусВилл нашу дружную моральную поддержку!
Марта Сюткина