Ох, как мне жаль Таганрог!
Но у малых городов в большом государстве шансов нет.
Нет шансов, пока живут люди, привыкшие «ходить на работу».
Таганрог был удивительно красив.
Небольшой город, старый центр которого расположился на мысу и потому не обрастал новостройками со всех сторон. Полвека советская власть не трогала дореволюционную застройку его улиц и переулков ни сносом под строительство, ни ремонтом. Шрамы войны от прямых попаданий заросли заборами, устоявшие стены подлатались. Брусчатка, уложенная в середине XIX века по строгому регламенту в три слоя со скатом, на удивление, не пострадала. Поребрики и ступеньки из жёлтого ракушняка тоже. Газоны, обрамлённые аккуратно стриженным кустарником, укрывали широкие тротуары кронами акаций и каштанов.
Облезлые дома-коммуналки осыпались аварийными балконами, резные двери парадных и ржавые, кованные ворота с калитками не держали краску, которой их старательно подновляли коммунальные службы, но облик города сохранялся.
Русский провинциальный классицизм. В основном полутораэтажный, с пилястрами, рустиками, фронтонами, молдингами и фризами, отзеркаливающий фасады зданий на перекрёстках. Он был ещё жив почти до середины 70-х, когда хрущёвки уже вторгались на частные задворки, отрезая огороды, но не лезли в глаза.
Старый Таганрог на глиняном мысу доживал в 70-х свой XIX-й век, рассыпаясь и проваливаясь.
- Таганрог прежде
Первый смертельный удар ему нанесла прокладка газовых труб – ради неё сняли брусчатку, засыпав потом рвы как и чем попало. После этого в нашем Итальянском-Исполкомовском больше никогда не было нормальной проезжей части – сплошные ямы и грязь. Довершили уничтожение города пристройки и переделки усадебных фасадов, уродливо выползавшие на тротуары с начала 90-х.
Зачистку этого убожества производили уже новостройщики, не всегда способные удержать возводимые стены в проектном состоянии: грунт мыса уходил из-под них.
Всего этого лучше никогда не видеть, если память сохраняет Таганрог 60-х. Очаровательный город, весной опьяняющий цветением акации, к июлю знойный, абрикосово-вишенный, осенью щёлкающий по асфальту глянцевыми каштанами. Город у моря, который я вижу во сне.
Марина Шаповалова
- Таганрог сейчас