На новое устройство от Apple — планшет под названием iPad — возлагают надежды не только потребители, но и производители контента, в первую очередь издательства и традиционные СМИ. Возможно, iPad сможет сделать с газетами, журналами и книгами то, что iPod когда-то сделал с музыкой, — продать их в интернете.
iPad работает по тому же принципу и на той же операционной системе, что и iPhone, но значительно больше размером. На экране диагональю 9,7 дюйма можно читать книги и газеты с большим удобством, чем на iPhone. Но главный фактор, делающий iPad привлекательным для издателей, — огромная клиентская база онлайн-сервисов Apple. Платными услугами сайтов компании пользуются уже 125 млн человек. На сегодняшний день, сообщил Стив Джобс на презентации iPad, пользователи загрузили уже 12 млрд песен, видеороликов и программ. За подавляющее большинство этих материалов были заплачены деньги.
Магазин iTunes Store за несколько лет своего существования стал крупнейшем ритейлером музыки в США и монополистом продаж в интернете. Главным конкурентным преимуществом iTunes Store был привязанный к нему бешено популярный плеер iPod — сегодня в мире продано уже больше 250 млн устройств. Загрузить песню в iTunes Store можно одним нажатием мышки, и все песни стоят одинаково, то есть процесс покупки абсолютно автоматизирован. В 2007 году Apple запустил еще один исключительно успешный магазин — AppStore, продающий приложения для iPhone и iPod Touch. За 2,5 года пользователи купили 75 млн устройств и загрузили 3 млрд приложений. Теперь, когда Apple создал планшет с большим экраном и объявил о запуске книжного магазина — iBookStore, издатели уже выстроились в очередь.
К запуску iPad газета New York Times разработала специальное приложение, аналогичное существовавшему для iPhone, но имеющее значительно большие возможности. В частности, приложение позволяет смотреть картинки и видео прямо в теле статьи. Присутствовавший на презентации планшета вице-президент The New York Times Company Мартин Низенхольц продемонстрировал возможности приложения и заявил, что в iPad газета выглядит “по-настоящему”. На той же презентации гендиректор Apple Стив Джобс демонстрировал на экране сайт журнала Time, который уже начал разрабатывать собственное приложение под планшетные компьютеры — даже прежде, чем они стали выходить на рынок.
Надежды традиционной прессы связаны с возможностью зарабатывать деньги, либо продавая свои приложения, либо выставляя плату за чтение отдельных материалов. Первую схему использует, например, журнал GQ, продающийся через приложение в iPhone по $2,99 за номер. Январский номер журнала был куплен уже 14 000 раз — приложение для iPad обещают сделать к началу продаж устройства. Вторую схему использует Wall Street Journal — некоторые материалы в газете, принадлежащей News Corp. Руперта Мердока, доступны только за плату. New York Times тоже объявила недавно, что собирается брать плату за содержание, но по другой схеме: платить придется активным пользователям газеты вне зависимости от того, какие именно материалы они читают. Сколько будет стоить приложение New York Times для iPad, пока неизвестно.
Помимо СМИ Apple заключает контракты с книжными издательствами, чтобы продавать их книги на iBook Store, который обещают открыть одновременно с началом продаж iPad. Издатели будут получать с каждой проданной книги 70%, Apple — 30%. Кроме того, Apple устанавливает верхний предел стоимости книг $12,99-14,99. Уже объявлено о подписании договоров с пятью крупнейшими книжными издателями, включая Harper Collins, Haschett и Penguin. Правда, с крупнейшим издательством в мире — Random House — договор пока не подписан. (Представитель издательства подтвердил, что переговоры еще ведутся.)
Главный вопрос в том, сможет ли iPad потеснить главного конкурента на рынке текстов — Kindle от компании Amazon (презентуя iPad, Джобс скромно заметил, что “стоит на плечах Kindle”). Kindle отличается от планшета Apple, в частности, тем, что его экран сделан по технологии электронной бумаги, а не жидкокристаллический, как у iPad. Электронная бумага черно-белая, хотя она и лучше приспособлена для долгого чтения (от нее меньше устают глаза, и она требует гораздо меньшего расхода аккумулятора). Кроме того, последняя модель Kindle стоит на $10 дешевле, чем самый простой iPad (без 3G), и включает в себя бесплатный доступ к интернету, тогда как самый дешевый безлимитный план подключения для iPad, предоставленный компанией AT&T, стоит $30 в месяц. Вдобавок Amazon продает книги и подписку на газеты и журналы для Kindle по всему миру, тогда как Apple, судя по всему, будет первое время продавать их только в Америке.
За iPad могут отдать свои голоса издатели, которым компания предлагает чуть лучшие условия, чем конкурент (на Amazon новые книги продаются по $9,99), и поклонники Apple. Если Стиву Джобсу удастся выполнить свой амбициозный план и продать 10 млн устройств за год, то рынок традиционных СМИ, как когда-то музыкальный, упадет к нему в руки. Kindle, по разным оценкам, продано 1,5-3 млн.