Как общие чердаки в Петербурге превращаются в частные мансарды

Практически ни один дом в историческом центре Петербурга не застрахован от того, что над ним появится мансарда. Со всеми вытекающими последствиями – искажением архитектурного облика, увеличением нагрузки на несущие конструкции и т.д. Юридически чердак является общедолевой собственностью жителей дома, сделать с которой без их согласия ничего нельзя. Однако, как известно, если нельзя, но очень хочется – значит можно.

   Дом на Итальянской, 37/Караванной, 18, значился в списке выявленных объектов культурного наследия, утвержденном в 2001 году. В 1977 году в доме был произведен полный капремонт. Деревянные перекрытия заменили на железобетон, но не укрепили фундамент. По дому пошли трещины. Однако ни они, ни статус объекта культурного наследия не стали препятствием для начала “мансардостроя”.
Еще в 2004 году КУГИ Центрального района попросил районный ПИБ составить ситуационный план по дому по Итальянской, 37. Эти работы оплатил “Кавказ-бар”, расположенный на первом этаже дома. В ситуационном плане весь чердак дома становится помещениями 10-Н и 11-Н, то есть долевая собственность жителей начинает превращаться в государственное нежилое помещение.
На основании распоряжения администрации Центрального района от 27.12.05 КУГИ заключает инвестиционный договор на реконструкцию указанных помещений (пока еще общедолевой собственности жителей дома) с госпожой Ириной Воробьевой. В марте 2007 года районная администрация согласовала проект реконструкции мансард при условии решения имущественно-правовые вопросов с собственниками квартир, как предусмотрено ГК РФ и ЖК РФ.
В июле 2007 года госэкспертиза выдает положительное заключение на рабочую документацию: дом выдержит строительство мансарды вместо чердаков. Позже этот документ строители пытались выдать за разрешительный.
Как решались с собственниками квартир имущественно-правовые вопросы, они сами не знают до сих пор, но в сентябре 2007 года Управление Росрегистрации по СПб и ЛО зарегистрировала помещения 10-Н и 11-Н как государственную собственность. Основанием стала выписка из реестра собственности от 2003 года (хотя основанием, по мнению собственников квартир, должен быть нормативный акт, а не выписка).
Согласования для реконструкции мансарды от районной администрации, КГА, ГАТИ, ГИБДД и т.д. были получены инвестором без договора аренды и договора на проведение строительства. При этом выяснилось, что по документам в июле 2006 года дом еще был выявленным объектом культурного наследия, но 15 сентября 2007 года утратил этот статус. Причем собственникам квартир не удалось обнаружить документальных следов заседаний Совета по культурному наследию, который предварительно обсуждает подобные решения.
Первый конфликт “на местности” произошел в ноябре 2007 года, когда жители услышали на одной из лестниц голос “Не позволю строить без проекта!”. Как выяснилось позже, спорили главный инженер ЖКС-1 и представители строительной фирмы “Фортуна”. Тогда жители узнали, что им грозит “мансардострой” и затеяли долгую переписку со всеми инстанциями.
В мае 2009 года КУГИ отозвал инвестиционный договор на строительство мансарды, но уже 17 июля продлил этот договор на 2 года. Почти одновременно в Смольнинском суде слушалось дело по иску гражданки Феофиловой к КУГИ, администрации Центрального района и УФРС о признании недействительной регистрации помещений 10-Н и 11-Н как госсобственности. Эта гражданка владеет комнатой, но про ее инициативу остальные жители дома узнали через несколько месяцев, когда г-же Феофиловой уже было отказано в рассмотрении иска. Основание – она не доказала нарушения своих прав, не предоставила документального подтверждения того, что на чердаке находится оборудование, обслуживающее более одной квартиры в доме.
Жители получили копию судебного решения, только с помощью сидячего митинга в кабинете руководителя КУГИ Центрального района. Они подозревают, что данный судебный процесс был затеян по соглашению чиновников и инвестора, чтобы создать судебный прецедент при дальнейших чердачных спорах с собственниками квартир. Он был опробирован в аналогичном конфликте на Миллионной улице, 12.
Тогда жители дома на Итальянской, 37, отправили письмо губернатору с требованием лично ответить на вопрос, который не могут четко прояснить им ПИБ, КУГИ, ГУИОН, КГА, Госэкспертиза, КГИОП: что именно находится над последним этажом их дома – чердак или мансарда, госсобственность или общедолевая собственность жителей дома?
Не получив ответа из Смольного, в октябре 2009 года собственники квартир в доме 37 обратились в Куйбышевский суд с иском о признании чердаков общедолевой собственностью. По просьбе истцов районный суд наложил арест на любые действия с этой недвижимостью. Но Городской суд быстро отменил арест по частной жалобе инвестора, который даже не пришел на судебное заседание.
23 декабря 2009 года Куйбышевский суд пытался выяснить, почему в одном документе с подписями и печатями ЖКС-1 указано, что на чердаке находится инженерное оборудование, обслуживающее дом, а в другом упоминаются только транзитные коммуникации. На том же заседании истцам отказано в проведении независимой экспертизы, что же на самом деле расположено на чердаке. Вместо этого суд предложил ЖКС-1 провести обследование чердака вместе со всеми заинтересованными сторонами. 11 января 2010 года ЖКС-1 провел это обследование и составил акт, где перечислено все находящееся там оборудование. На этом история пока закончилась. Все ждут продолжения суда.
Изложенная история показывает, что чиновники наладили механизм огосударствления чердаков, пригодный для использования в любом старом доме в историческом центре. А инвестор всегда найдется.          


Вадим Шувалов

 

Полным ходом идёт стройка вашего загородного дома? Складные современные Чердачные лестницы лучшим образом помогут организовать комфортный доступ на чердак или мансарду. Заказывайте только у нас качественные лестницы известнейших европейских брендов по самым низким ценам в России! Ознакомиться с полным каталогом продукции и ценами вы можете на сайте mirdereva.ru.