«Россия» станет дочкой «Аэрофлота». А станет ли Пулково хабом?

Смольному удалось извлечь пользу из развала федерального проекта «Росавиа». Путин публично гарантировал Петербургу участие в акционировании ядра несостоявшегося «Росавиа» – ГТК «Россия». Кроме того, гендиректор «Аэрофлота», в который в конце концов вольется «Россия», – «московский петербуржец» Виталий Савельев. Так что реформирование и будущая деятельность ключевой для Петербурга авиакомпании должно пройти под петербургским контролем. Правда, не факт, что это приведет к увеличению географии полетов из Петербурга.

       На прошлой неделе стало известно, что не будет никакого большого государственного и альтернативного “Аэрофлоту” объединения в рамках “Ростехнологий” шести региональных авиакомпаний. А будет их акционирование и вливание в “Аэрофлот”, который станет контролировать примерно 40% рынка в России. Самая крупная компания развалившегося федерального проекта – ГТК “Россия”, без которой, в свою очередь, под вопросом оказывался проект превращения в хаб аэропорта Пулково. По мнению вице-губернатора Петербурга Юрия Молчанова, “если у аэропорта не будет своей базовой авиакомпания, которая формирует маршрутную сеть из Петербурга, о хабе  международного уровня можно забыть”. При этом реконструкция аэропорта Пулково – дело уже решенное, и немецкая компания Fraport уже составляет детальный проект функционирования будущего хаба.
Именно поэтому правительство Петербурга так долго боролось за “Россию” и право участвовать в ее акционировании. Однако петербургские проблемы не очень волновали руководителя “Ростехнологий” Сергея Чемезова, который ни разу публично не успокоил Валентину Матвиенко и не дал ей никаких гарантий.
Когда федеральные власти признали, что из авиапроекта Чемезова ничего не вышло, Смольный перешел в наступление и лоббировал передачу ГТК “Россия” городу, но с участием федерального бюджета в покрытии долгов компании. Однако отдельную авиакомпанию Смольному решили не оставлять – объявлено, что ГТК “Россия” вольется в “Аэрофлот”.
Тем не менее, Смольный не остался у разбитого корыта –   одобряя предложение по передаче шести авиакомпаний, в том числе “России” в “Аэрофлот”, Владимир Путин заявил, что правительство Петербурга поучаствует и в акционировании и в реформировании управления авиакомпанией. Смольный должен получить 25% + 1 акцию в “России”, этот блокирующий пакет позволит влиять на принятие ключевых решений. Прежде всего – о базировании “России” в Пулково. Есть у экспертов надежда, что и впоследствии интересы Петербурга не будут забыты – гендиректор “Аэрофлота” Виталий Савельев с середины 90-х работал в петербургском банковском бизнесе и как приличный человек не должен совсем уж забыть о нуждах Петербурга.
Пока главная проблема – долги ГТК “Россия”. Их объем оценивается  примерно в 6 млрд  рублей. Главный кредитор – поставщик топлива “Совэкс”, которым владеют “Лукойл” и “Газпром нефть”. “Совэкс” беспрестанно подает на “Россию” в суды и выигрывает свои миллионы, которые “Россия” из-за кризиса возвращает с большим трудом.
Ситуацию могут облегчить несколько моментов: во-первых, совладельцы “Совэкса” – крупнейшие инвесторы в Петербурге и незримыми нитями связаны с городскими властями, а “Газпром нефть” к тому же здесь зарегистрирована и является одним из крупнейших налогоплательщиков Петербурга. Во-вторых, впереди – акционирование “России”, и за долги можно предложить кредиторам определенный пакет акций. Вряд ли он будет даже блокирующим, но бизнесменам приятно и стратегически важно, а городу – актуально: он получает еще несколько заинтересованных голосов в будущем совете директоров авиакомпании.
Главный вопрос будущего –  куда будет летать “Россия”, превратившись в дочку “Аэрофлота”. И городские власти, и потребители заинтересованы в максимальном расширении маршрута полетов. Однако далеко не факт, что это случится. Основная проблема: в Петербурге не хватает пассажиров, чтобы заполнить регулярные рейсы на многие расстояния. Надо привлекать транзитных пассажиров – этим и собирается заняться управляющая компания “Пулково”. Но заинтересован ли в этом “Аэрофлот”, которому выгодно обеспечивать загрузку собственных рейсов из Шереметьева?             

Евгений НИКИТИН

Справка
В 2009 году ГТК “Россия” сократила количество перевезенных пассажиров на 15,3% – до 2 млн 947 тыс. 446 человек. Маршрутная сеть авиакомпании включает 70 пунктов РФ, 20 пунктов в 7 странах СНГ, 35 пунктов в 20 странах дальнего зарубежья.

Что выиграл Смольный
– Гарантии получения блокирующего пакета акций ГТК “Россия”.
– Возможность сохранить проект развития аэропорта Пулково как хаба.
– Надежду получить еще одного крупного налогоплательщика при условии регистрации в Петербурге “России” как дочки  “Аэрофлота”.