В Санкт-Петербургском госуниверситете презентовали давно обещанный проект – Научно-исследовательский экспертный центр по изучению проблем экстремизма. Пока у центра имеется только сайт – exac.ru, а телефона и адреса нет. На сайте предлагается размещать заявки – в частности, присылать ссылки на статьи или блоги, которые, по мнению жалобщика, разжигают социальную, национальную или религиозную рознь. Форма отправки такова, что письмо можно послать и анонимно, оставив только электронный адрес.
Разговоры о том, что такой центр необходим в России, возникли около двух лет назад, и уже тогда в качестве основной площадки для его работы был предложен СПбГУ. Как заявил на открытии ректор университета Николай Кропачев, к участию в будущих экспертизах будут допущены не только преподаватели, но и аспиранты гуманитарных факультетов, которые проявили живой интерес к новому проекту. Как заявил директор центра Сергей Кузнецов, многие согласны работать бесплатно, а сейчас предприятие функционирует всецело на средства университета. Впрочем, основной заказчик экспертиз – это управления внутренних дел различных регионов (от Калининграда до Уфы), и работы по их запросам оплачиваются весьма щедро.
Центр экспертиз проработал в пилотном режиме около трех месяцев, рассмотрев порядка 150 материалов. Сейчас он готов работать и с частными лицами, и с общественными организациями.
Представители различных конфессий, в частности, муфтий Джафар Пончаев, посетили мероприятие, но выступать не стали. Что касается собственно экспертов, то далеко не все из них разделяли восторги Кропачева по поводу нового детища, которому только предстоит завоевать авторитет.
Так, доцент Смольного института свободных искусств и наук Дмитрий Дубровский посетовал на отсутствие точных методик, которые помогали бы классифицировать такие сложные понятия, как “социальная рознь” или “призывы к насильственному свержению власти”.
– У Министерства внутренних дел имеется регламент – то есть список экспертов, которые наделены полномочиями участвовать в уголовных процессах. Но и среди них попадаются неоднозначные личности. Например, одна дама, доктор филологических наук, уверяла, что фраза “русско-чеченская война” есть разжигание межнациональной розни, а название нынешнего режима – “путинский” – требуется писать с большой буквы.
Это немыслимо: собирать всех экспертов под одной крышей, – отметил Дубровский. – Такая политика может привести к тому, что решения будут шаблонными. К примеру, в республике Марий Эл признали социальной группой чиновников, в том числе отставных. Теперь оскорбления этой касты приравниваются к разжиганию социальной розни. А что будет, если такое правило распространится на остальные регионы?
А вот другой пример: убийц антифашиста признали виновными в убийстве по мотивам той же социальной розни, хотя, мне кажется, это была расправа за политические взгляды оппонента. Что мы в итоге получили? То, что не только антифашистов, но и скинхедов теперь можно отнести к социальной группе, имеющей право на защиту.