Одна из самых обкатанных, хотя и организационно сложных технологий для фальсификации выборов, определенно умирает. «Карусель» уже не гарантирует победу. Причина этого – человек со смартфоном.
В условиях, когда у каждого в руках мобильный телефон, масштабная карусель, способная хоть в какой-то значительной мере добавить процентов заказчику, вычисляется на раз, скрыть ее не получится. Это гарантированный скандал, приезд на участок кандидатов, наблюдателей и журналистов.
Но почему мы и сегодня наблюдаем попытки использовать карусели? Казалось бы, политтехнологи люди не самые глупые и вовсе не бесхитростные. На самом деле – как раз тот шум, гам и внимание прессы служат важным инструментом в дни голосования. Это как шарик с прикормкой для рыб, который используют опытные ловцы, – он растворяется в воде сладкой мутью, на которую идет добыча. Только политтехнологу порой надо, чтобы стайка жаждущих оказалась подальше от того места, где он орудует удочкой. Изумительный способ сфокусировать всеобщее внимание, отвлекая его на фарс.
Да и после выборов, когда настанет пора массового оспаривания результатов голосования в судах, карусель будет отличной дымовой завесой. Истцы начнут рассказывать судьям про автобусы с гражданами, курсировавшие по участкам, которые могли добавить по факту лишь десятки голосов на участок. Сам результат во много раз проще нарисовать на бумаге в УИКах или ТИКах. Для этого достаточно иметь лояльный состав комиссии, своего ловкого человека с самими простыми представлениями об арифметике в качестве председателя, дополнительные бюллетени и шариковые ручки.
По слухам, на парламентских выборах 2016-го года в Петербурге во многих округах система работала именно так. А теперь стало все еще проще – «домашнее задание» можно поэтапно выполнять три ночи подряд. Карусели – это дым, которого без огня не бывает. Но огонь теперь следует искать подальше от того места, где дым больше всего будет лезть в глаза.
Святослав Афонькин
Фото предполагаемой карусели на заставке к тексту – телеграмм-канала «Ротонда»