Госуниверситету не нужны самостоятельные студенты

В борьбе за качество образования Санкт-Петербургский госуниверситет отказывается от заочной формы обучения и сокращает количество мест на вечернем. Это больше смахивает на борьбу с ветряными мельницами, говорят специалисты и приводят свои доводы в защиту дистанционного образования.

          “В 2010 году наш университет вообще не планирует прием студентов на первый курс на заочную форму обучения. Это наше принципиальное решение”, – заявил Валерий Катькало, проректор СПбГУ. И добавил, что вуз также будет сокращать количество мест на вечернем отделении. Такое решение было принято с целью повышения качества образования. На очном — оно, несомненно, выше, считает Валерий Катькало. 

Как оказалось, СПбГУ давно готовился к отмене заочной формы обучения. Так, в прошлом году на заочную форму обучения на первый курс СПбГУ принял всего 105 человек. Всего сегодня в университете на заочном отделении на различных факультетах обучается 2780  человек. Из них на бюджетном отделении — только 1700.  (Для справки: всего в СПбГУ обучается более 32 тысяч студентов и работает около 10 тыс. преподавателей).
Как ни странно, но для студентов, которые поступают на так называемое второе высшее, — заочную форму обучения СПбГУ оставит в силе. Выходит, что те, кто решил получать второй диплом, могут заочно получить качественное образование, а кто претендует только на первый – нет. Кстати, поступающие в магистратуру также смогут обучаться заочно.

“Вообще мировая тенденция стремится к тому, чтобы студент был как можно более самостоятелен в освоении знаний. И дистанционное, то есть заочное, образование в рамках этой тенденции как раз  выходит на первый план, – рассуждает  Александр Векшинский, ректор Северо-Западного университета психологии и организации управления. – Заочное образование налагает определенную степень ответственности и развивает ее. Если в системе нашего образования будет прогрессировать тенденция к очности, то это станет прямой дорогой к несамостоятельному студенту. А сегодня как раз нужны люди противоположные: самостоятельные, умеющие принимать решения”.

Причина отмены заочного образования вообще удивляет Александра Векшинского. Качество заочного образования зависит от того, используются ли специальные методики или нет. “Понятно, что бесполезно применять методики очного обучения в рамках заочного. Однако сегодня существует множество инструментов, чтобы сделать дистанционное образование максимально эффективным”, – говорит он. Это интернет и прочая коммуникационная техника. Конечно, “заочное образование в рамках новых технических достижений требует переподготовки преподавателей. А последние не всегда хотят перестраиваться”, – говорит Векшинский.

– Сделать дистанционное образование максимально эффективным можно, организовав взаимодействие педагога и ученика в рамках веб-сайта, – говорит Максим Юрин, менеджер по развитию открытого образовательного видеопортала UniverTV.ru. – Конечно, важно подавать материал в разных формах (видео, аудио, тексты и т.д.).
И вроде бы СПбГУ не собирается отставать. Руководство вуза заявляет, что в университете активно развивают различные виды дистанционного обучения на основе интернета. Тогда становится совсем непонятно, почему студенты могут качественно учиться с помощью этих технологий, получая второе высшее, и некачественно – первое. Да и примеров людей, которые получили образование заочно и стали хорошими специалистами, – пруд пруди.