Зачем идти в Эрмитаж смотреть на старую даму из Аравии

В Эрмитаже открылась выставка «Из глубин Аравии: южноаравийская стела из Коллекции Аль-Тани». На алебастровой стеле примерно в 100 году н.э. было вырезано рельефное изображение дамы. В те времена Южная Аравия (находившаяся примерно в границах современного Йемена) и служившая важным центром на торговом пути по доставке ладана и мирры из Индии в Европу, испытывала сильное влияние античной греко-римской цивилизации.

Поэтому, глаза и брови созданы в технике инкрустации с использованием золота, бронзы, агата, граната, стекла. Ученым известны аналогичные произведения, созданные в Пальмире. Но они сильно уступают южноаравийской даме в сложности изготовления и богатстве использованных материалов. Большое ожерелье, два браслета на запястьях, кольцо на безымянном пальце левой руки вырезаны в рельефе и позолочены. А вот золотые серьги – настоящие, их кто-то носил. Возможно, изображенная на портрете.  

Не сохранилось надписей на стеле. Может быть, это погребальное украшение, которое изображает даму или ее небесную покровительницу. Пучок пшеничных колосьев в левой руке и приветственный жест правой руки могут означать, что это – богиня лета, урожая, благополучия…

А может это знаменитая царица Савская?

Процитирую статью Михаила Пиотровского из каталога выставки:

«…Йемен, именовавшийся в античном мире «Счастливая Аравия» как пример богатства и благосостояния и почитавшийся средневековыми мистиками как источник особых божественных озарений, был заселен в древности разными племенами, на его территории находилось несколько царств, одно из которых называлось Саба. Это имя сохранили и возвысили Библия, Коран и многие предания, вспоминая о могущественной царице Савской, чей визит с дарами и выражением покорности стал одним из главных доказательств величия царя Соломона и признания достоинств его Храма. Саба в этих сказаниях – это Йемен. Но в Сабе, насколько мы знаем, женщины не правили. Однако, на путях, по которым шли на север йеменские товары, жили и торговали арабские племена, у которых женщины-правительницы были. Одну из них и вспомнили, видимо, Священные книги и народные сказания».   

В.Ш.