В течение декабря журнал «Город 812» проводил экспертный опрос, по итогам которого составлен рейтинг самых влиятельных петербуржцев в 2009 году. Это второе измерение наших элит – первая проводилась год назад.
1. Валентина Матвиенко, губернатор (1*)
2. Александр Вахмистров, вице-губернатор (4)
3. Михаил Осеевский, вице-губернатор (2)
4. Алексей Миллер, председатель правления “Газпрома” (11)
5. Вадим Тюльпанов, спикер ЗакСа (5)
6. Виталий Южилин, депутат Госдумы (16)
7. Юрий Ковальчук, председатель совета директоров банка “Россия” (8)
8. Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа (9)
9. Алла Манилова, вице-губернатор (6)
10. Владислав Пиотровский, начальник ГУВД (10)
11. Илья Клебанов, полпред президента (7)
12. Олег Руднов, глава Балтийской медиа группы (19)
13. Валерий Гергиев, худрук Мариинского театра (12)
14. Юрий Молчанов, вице-губернатор (14)
15. Феликс Кармазинов, гендиректор “Водоканала” (13)
16. Николай Кропачев, ректор СПбГУ (22)
17. Александр Савельев, председатель правления банка “Санкт-Петербург” (15)
18. Сергей Зайцев, прокурор Петербурга
19. Владимир Якунин, президент РЖД (18)
20. Сергей Миронов, спикер СФ (25)
21. Вячеслав Заренков, президент “Эталон-ЛенСпецСМУ” (21)
22. Роман Филимонов, вице-губернатор
23. Сергей Матвиенко, гендиректор “ВТБ-девелопмент” (24)
24. Андрей Молчанов, сенатор СФ
25. Олег Дерипаска, гендиректор “Базэла” (17)
26. Алексей Сергеев, вице-губернатор
27. Дмитрий Михальченко, гендиректор УК “Форум” (26)
28. Дмитрий Буренин, глава Комитета финансового контроля
29. Сергей Бодрунов, советник губернатора
30. Братья Зингаревич, совладельцы “Илим палп”
* В скобках – место в списке по итогам прошлогоднего рейтинга
1. Валентина Матвиенко, как ей и положено, продолжает возглавлять рейтинг самых влиятельных людей Петербурга вплоть до дальнейших указаний.
2. Александр Вахмистров прежде курировал только строительство, поэтому был на 4-м месте. А теперь, став главой губернаторской администрации и получив в свои руки серьезные бюрократические рычаги, курирует весь город. Поэтому поднялся на 2-е.
3. Эксперты не называют в отчетном году ни одного фактора, который мог бы понизить степень влиятельности Михаила Осеевского. А его перемещение со 2-го места на 3-е – следствие роста влиятельности Александра Вахмистрова. Предыдущий глава губернаторской администрации Виктор Лобко не был конкурентом Михаилу Осеевскому в глазах экспертов, так как на момент составления рейтинга вовсю собирался в отставку.
4. Алексей Миллер совершил головокружительный взлет с 11-го места. Эксперты указывают, что Валентина Матвиенко, подвергаясь постоянным нападкам со стороны общественности, министра культуры и Первого канала, все-таки разрешает Миллеру построить небоскреб. А значит, очень его уважает.
5. Вадим Тюльпанов сохраняет свои позиции в рейтинге. Роль законов в нашем правовом государстве очень важна – и если даже в итоге они получаются такими, как хочет Смольный, все равно нужно, чтобы их кто-то принимал. К тому же по мелочам депутаты позволяют себе вносить в эти законы поправки, а именно в мелочах, как известно, и кроется самое интересное. Ко всему прочему Вадим Тюльпанов руководит местным отделением партии власти.
6. Виталий Южилин намывает намыв на Васильевском острове и даже уже построил там порт. Это на сегодняшний день единственный удавшийся стратегический проект в Петербурге, за что Смольный наверняка благодарен Южилину. Настолько сильно, что, несмотря на кризис и вопли завистников, нашел в бюджете-2009 дополнительные 2 миллиарда рублей и ускоренно выкупил у “Морского фасада” облигации порта. Что обеспечило депутату Госдумы Южилину рост в нашем рейтинге сразу на 10 пунктов.
7. Банкир Юрий Ковальчук незначительно поднялся – благодаря скандалу с реформами на Пятом канале все вспомнили, что именно он владеет таким ценным медиаресурсом. Все понимают, что совладелец банка “Россия” и член кооператива “Озера” – очень влиятельный человек, но назвать его петербургские проекты затрудняются.
8. Позиции Михаила Пиотровского тоже несколько подросли – вероятнее всего, из-за успешно завершенной операции по передаче Александрийского столпа на баланс Эрмитажа. Что дает еще одно основание Михаилу Борисовичу претендовать на условный контроль над Дворцовой площадью и тем, что там происходит. Ведь теперь он отвечает не только за сохранность экспонатов Эрмитажа, но и за колонну, которая, как известно, ничем к земле не привинчена и стоит просто так.
9. Раньше Алла Манилова харизматично в одиночку управляла городскими массмедиа, а теперь занимается всей культурой, наукой и много чем еще. К тому же, считают эксперты, активность других вице-губернаторов возросла, поэтому Алла Манилова и опустилась на несколько строчек ниже, чем в прошлогоднем рейтинге. Возможно, и история с Пятым каналом отразилась на ее имидже, поскольку она в свое время была активным сторонником возвращения ему федерального эфира, для чего городу пришлось расстаться с контрольным пакетом акций Пятерки.
10. Владислав Пиотровский руководит очень важным ведомством и потому не может не быть влиятельным. Его незначительное снижение в рейтинге по сравнению с прошлым годом эксперты объясняют перемещениями других участников топа.
11. Активность Ильи Клебанова практически незаметна в Петербурге, но тем не менее он обладает достаточными бюрократическими рычагами, связанными в первую очередь с влиянием на федеральные ведомства, чтобы занимать достойное место в рейтинге. Его снижение эксперты объясняют не самым значительным присутствием в информационном пространстве.
12. Олег Руднов руководит Балтийской медиа группой, контролирующей почти все городские ежедневные газеты и единственный полноценный городской телеканал 100ТВ. На фоне заявлений о том, что Пятый канал сворачивает свою деятельность в Петербурге, значение этих активов и влияние их руководителя возрастает.
13. Валерий Гергиев в 2009-м продолжал борьбу за строительство второй сцены Мариинки, но до окончания стройки все равно еще далеко.
14. Юрий Молчанов хотя и вырос в рейтинге чиновников по сравнению с прошлым годом, среди влиятельных людей Петербурга занимает то же место, что и год назад. То есть его карьерные успехи в Смольном остались для невовлеченных экспертов незаметными.
15. Феликс Кармазинов бессменно руководит одним из самых серьезных городских ГУПов с 1987 года, когда оно еще называлось Управление водопроводно-канализационного хозяйства “Водоканал” Ленгорисполкома. Эта несменяемость о многом говорит экспертам.
16. Николай Кропачев успел, став ректором, почти искоренить всю крамолу во вверенном ему вузе. И, назло злопыхателям, был переутвержден на своем посту президентом. В прежние времена сказали бы, что отмена выборности ректора – явный удар по престижу этой должности. Но сейчас думают ровно наоборот. Плюс 6 мест в рейтинге.
17. Главные факторы влиятельности Александра Савельева – его банк “Санкт-Петербург” и дружба с Валентиной Матвиенко. За минувший год ни с тем, ни с другим ничего плохого не случилось.
18. Хотя эксперты, хорошо разбирающиеся в силовиках, говорят, что Сергей Зайцев старается не ввязываться ни в какие интриги, его высокий формальный статус обеспечивает место в рейтинге. К тому же ведомство ока государева продемонстрировало незыблемость своих отношений со Смольным: министр культуры написал на губернатора жалобу, а в прокуратуре ее изучили и сказали, что ничего страшного не обнаружили.
19. Железные дороги – это не просто поезда и рельсы, а большой бизнес, связанный в том числе с девелопментом. Поэтому начальник РЖД Владимир Якунин стабильно присутствует в нашем рейтинге.
20. Сергей Миронов считает Петербург своей базой, держит руку на пульсе города и пытается влиять на его жизнь. И хотя результаты этих попыток неочевидны, эксперты считают, что они есть. Кроме того, спикер СФ – самый высокопоставленный противник небоскреба. Из тех, о ком известно, разумеется.
21. Так же как и в случае с Юрием Молчановым, перемещения внутри своего профильного рейтинга не отразились на позиции Вячеслава Заренкова в общем топе.
22. Пока Александр Вахмистров остается в Петербурге, эксперты ни за что не поверят, что он не участвует в распределении ролей на строительном рынке. И Роман Филимонов не будет восприниматься ими как главный куратор этой сферы, хотя бы он таким и был.
23. Сергей Матвиенко занимается и стройками своего “ВТБ-девелопмента”, и собственными девелоперскими проектами. Год от года его позиции в рейтинге улучшаются.
24. Кризис никак не сказался на судьбе группы ЛСР, основным акционером которой является Андрей Молчанов. Поэтому и политическая карьера, и место в рейтинге стабильны.
25. Олег Дерипаска, вероятно, забыл о том, сколько всего хорошего собирался построить в нашем городе. Поэтому с 17-го места опустился на 25-е.
26. Вице-губернатор Алексей Сергеев отвечает за капиталоемкую и очень имиджево-важную сферу ЖКХ. Однако стоит в нашем рейтинге не так высоко, как его предшественник Александр Полукеев, которого, как считают эксперты, связывала с Валентиной Матвиенко старинная дружба.
27. Дмитрий Михальченко – человек малоизвестный, но очень авторитетный. Возможно, его место было бы выше, если бы все эксперты о нем знали. Широкая публика может помнить Михальченко как борца с контрафактной продукцией (в роли главы некоммерческой организации ОКО), которая воевала с сетями “505” и “Титаник”. Но это не единственный его проект.
28. Дмитрий Буренин, как главный финансовый контролер Смольного, знает про всех своих коллег практически все. И не беда, что никому об этом не говорит. Ведь сила – это знание, а не слово.
29. Сергей Бодрунов хоть и покинул Комитет экономического развития, из поля зрения экспертов не исчез. Во-первых, неожиданно выяснилось, что он владеет “Санкт-Петербургским банком инвестиций”. Во-вторых, эксперты отмечают его активность на медийном поле.
28. Совладельцы лесопромышленной группы “Илим” братья Борис и Михаил Зингаревичи проявляли достаточную активность, перешедшую в публичную сферу уже в 2010 году, когда Борис купил на благотворительном аукционе за 51 миллион рублей фотографию, сделанную президентом. Но главное, конечно, не в этом. А в том, что в лихие 90-е отбиваться от многочисленных рейдерских атак “Илиму” помогал скромный петербургский юрист Дмитрий Медведев.
Комментарий
“Все очень зыбко. Это свидетельство усиления вертикали власти”
К жанру исследования влиятельности в Петербурге обращались многие социологи. Старший научный сотрудник Социологического института РАН Татьяна ПРОТАСЕНКО составляла такие рейтинги на протяжении нескольких лет до 2001 года. О том, чем влиятельные люди начала десятилетия отличаются от влиятельных людей его конца, она рассказала “Городу”.
– Первое, что бросается в глаза, – десять лет назад рейтинг возглавляли губернатор и полпред, меняясь друг с другом местами. Сейчас Клебанов не попадает даже в первую десятку. Второе – раньше всегда были жены. В десятке значились и Ирина Яковлева, и Наталья Черкесова-Чаплина, в ресурс влиятельности которой входило еще и то, что она была руководителем СМИ. Всегда присутствовали руководитель “Ленэнерго” Андрей Лихачев, банковское сообщество представлял глава банка “Менатеп-Петербург” Виталий Савельев, а до этого Владимир Коган (Промстройбанк). Обязательно упоминались представители пищевой промышленности, в первую очередь Теймураз Боллоев. То есть был местный бизнес. Сейчас этого нет вообще.
Десять лет назад в рейтингах неизменно фигурировали люди, которых мы между собой называли бандитами, а официально – предпринимателями. Этого тоже нет. Тогда было очень мало москвичей, а сейчас весь бизнес представлен практически только ими. Алексей Миллер, Юрий Ковальчук, которого непонятно, куда отнести, Владимир Якунин, Олег Дерипаска. Впрочем, нельзя забывать, что много наиболее активных петербуржцев уехали в Москву, а замены им пока нет.
Зато сейчас, как и 10 лет назад, в первые 15 – 20 человек входят представители культуры – Пиотровский с Гергиевым, которых вспоминают всегда в паре. Они периодически меняются местами, но находятся всегда рядом. Среди них лидирует, как правило, тот, кто в отчетном периоде чаще появлялся в информационном пространстве. И тогда, и сейчас в верхней части рейтинга влиятельности находились ректоры СПбГУ – тогда Людмила Вербицкая, сейчас Николай Кропачев.
По сравнению с рейтингами 10-летней давности очень заметно усиление чиновников. Из них практически состоит вся верхушка списка. Раньше этого не было, но зато обязательно присутствовали руководители СМИ. Например, Алла Манилова, которая как главный редактор “Невского времени” всегда была в первой тридцатке. Впрочем, сейчас мы фиксируем рост популярности интернета как средства общения и получения информации, особенно среди молодежи – с этим, вероятно, связано снижение влиятельности традиционных СМИ, так как они теряют часть аудитории.
Можно сказать, что более-менее прослеживаются две тенденции: с одной стороны, усиление статусности – т.е. чем выше статус человека, чем ближе находится он к верхушке власти (особенно исполнительной и особенно федеральной), тем выше эксперты оценивают его влиятельность. При этом замечу, что критерии рекрутирования людей в исполнительную власть ужесточаются и все больше контролируются сверху. Людям со стороны даже при помощи связей попасть во власть становится сложно.
С другой стороны, в рейтинге появляются люди, функции и ресурсы которых не ясны. Десять лет назад про каждого можно было сказать: вот Ирина Ивановна занимается этим. Вице-губернатор Яцуба влияет на то-то и тех-то. А сейчас – тот же Ковальчук. Все говорят, что он очень влиятельный. Но в чем эта влиятельность заключается, никто толком сказать не может.
Все очень зыбко. Возможно, это как раз и есть свидетельство усиления вертикали власти, авторитарности в нашем обществе, когда все завязано на самые верхние эшелоны власти. Поскольку именно от них зависит большинство решений, в том числе и на региональном уровне. А фигуранты местной элиты и местных структур тихонечко, не высовываясь, решают свои собственные задачи. Правда, в этой логике не совсем понятно снижение уровня влиятельности полпреда. То ли это результат личностных особенностей, то ли усиление системы “ручного” управления – влияния через конкретных фигур.
Как создавался рейтинг
В течение декабря журнал “Город 812” проводил экспертный опрос, по итогам которого составлен рейтинг самых влиятельных петербуржцев в 2009 году. Это второе измерение наших элит – первая проводилась год назад по точно такой же схеме.
В опросе приняли участие 57 экспертов, главным критерием для отбора которых была их посвященность в те вопросы, которые они оценивали. Список экспертов, за исключением тех, кто попросил об анонимности, приводится ниже.
Рейтинг состоит из 7 номинаций (самые влиятельные люди в исполнительной и законодательной власти, правоохранительных органах, бизнесе, девелопменте, культуре и массмедиа). Кроме того, составлен общий рейтинг, определяющий самых влиятельных людей в Петербурге в минувшем году. Каждый эксперт оценивал только те номинации, в которых является специалистом. В составлении общего рейтинга мы просили принять участие всех экспертов.
Под влиятельностью мы понимаем способность людей добиться принятия нужного решения в своей сфере и в городе вообще.
Все опросы были открытыми. Как и любой рейтинг влиятельности, этот является достаточно субъективным и скорее показывает, кто считается влиятельным в Петербурге, чем кто является им на самом деле.
Список экспертов, давших разрешение назвать их имена:
Борис Аракчеев
Владимир Барканов
Александр Брега
Михаил Бродский
Дмитрий Буренин
Николай Буров
Станислав Волков
Евгений Вышенков
Антон Губанков
Юрий Зинчук
Юрий Карпенко
Дмитрий Краснянский
Ирина Начарова
Сергей Никешин
Виктор Новиков
Михаил Осеевский
Андрей Потапенко
Татьяна Протасенко
Алексей Разоренов
Владимир Сократилин
Сергей Стадлер
Константин Сухенко
Эдуард Тиктинский
Виктор Топоров
Людмила Фомичева
Оксана Чернышева
Александр Шимберг
Лилия Шитенбург