В Доме Радио показывают 58 фотографий Александра Родченко. Их нужно посмотреть потому, что в последние годы снимки, сделанные левым (в классическом понимании) художником, сотрудником Пролеткульта, стали постоянными персонажами глянцевых журналов.
Это объяснимо: классик русского авангарда Родченко (1891 – 1956) сильно повлиял на полиграфический дизайн. И как художник, и как фотограф. Эта выставка не для того, чтобы разрушить стереотипы, но освежить взгляд на фирменный стиль фотографа. Он держался на трех китах – резкий ракурс, жесткое кадрирование, игра света и тени. Интересно, что фотографией Родченко занимался всего чуть больше десяти лет – с 1924-го (когда ему надоело коллажировать чужие снимки) по 1937-й (когда ракурсы стали чреваты непредсказуемыми последствиями).
Родченко был и теоретиком фотографии:
«Фиксируйте человека не одним синтетическим портретов, а массой моментальных снимков, сделанных в разное время в разных условиях».
«Объектив фотоаппарата – зрачок культурного человека в социалистическом обществе».
Большинство снимков многократно публиковались. Особенно часто -«Пионер-трубач», «Пионерка», портреты Лили Брик и Владимира Маяковского. Некоторые встречаются реже – «Скачки», «Дом Моссельпрома», «Девушка с «лейкой». «Оркестр. Беломорский канал» известен разве что исследователям ГУЛАГа. «Полевые цветы» – серьезным знатокам наследия Родченко.
Здесь самое место сказать о происхождении отпечатков. Они были сделаны в 1994 – 1997 годах с оригинальных негативов, которые хранятся у наследников автора. Александр Лаврентьев, внук Родченко и исследователь его творчества, используя заметки деда, старался воспроизвести авторский формат отпечатков. В 1955 году Родченко готовил персональную выставку, которая состоялась уже после его ухода.
Были отобраны 58 негативов, поделенные на две серии – «Классика» и «Портреты». Известно, что планировалась третья часть – «Неопубликованное», но она не была напечатана.
Несброшюрованный альбом получил название «Портфолио» и был отпечатан тиражом 35 экземпляров. Тот, что представлен в Доме Радио, принадлежит Елене и Михаилу Карисаловым, известным коллекционерам и меценатам.
Выбор «Города 812»
«Дом Моссельпрома». 1925. Знаменитое здание в Калашном переулке было раскрашено словами Маяковского по дизайну Родченко. Особенно хороши «конфекты». Сейчас часть росписей воссоздана.
«Скачки». 1935. Не боялся Родченко смазанного кадра, все ради показа бешеной динамики движения.
«Портрет Эльзы Триоле». 1924. Младшая сестра Лили Брик, известная писательница и красавица.
«Девушка с «лейкой». 1934. Снимок, который породил сонм подражаний.
«Оркестр. Беломорский канал». 1933. Родченко ездил на секретный гулаговский объект по заданию ОГПУ. По некоторым источникам, эта работа позволила ему благополучно пережить обвинения в формализме и отклонении от социалистического реализма в фотографии.
«Полевые цветы». 1937. Воспоминание о девушке с «лейкой». Та же игра света и тени.
«Пионер-трубач». 1930 (см. на заставке к тексту). Куда ж без него: тут и ракурс, и сильно зарезанный кадр.
Выставка работает по 9 января. С 30 октября по 7 ноября будет закрыта из-за введеных в Петербурге ограничений.
Вадим Шувалов