Любить ребенка в момент зачатия – это и означает быть готовым к его появлению, – считает психолог Андрей Филиппов. К этой готовности надо прийти. По данным исследований социолога Ольги Безруковой, сегодня молодые люди стали более ответственно подходить к рождению детей.
“Дайте нам пожить для себя”
Политики трубят о росте рождаемости. Но специалисты напоминают, что по неофициальным данным в России по-прежнему делают до пяти миллионов абортов в год, а только в одной Саратовской области ежегодно пять тысяч женщин подвергаются операциям по удалению детородных органов. Успехи же в области рождаемости объясняют не столько появлением государственных программ – например, так называемого материнского капитала, сколько тем, что просто настала пора обзаводиться детьми женщинам, рождённым во времена некой стабильности застойных восьмидесятых. А тогда с рождаемостью было неплохо.
Что думают нынешние молодые по поводу создания семьи и какое место в своей жизни отводят детям?
Как показали социологические опросы в Петербурге, большинство хотят иметь семью и детей. Из предложенных трёх вариантов условных моделей семьи – патриархальной, где во главе мужчина-кормилец; детоцентристской, созданной исключительно для рождения и воспитания детей; и двухкарьерной, направленной на самореализацию супругов и их саморазвитие, – в основном, выбирают вторую.
Из 587 опрошенных подростков в возрасте от 14 до 17 лет 319 выбрали детоцентристскую семью, где смысл жизни видят в детях. 92 человека предпочли патриархальную, то есть традиционную. 77 респондентов – двухкарьерную, современную, где дети играют второстепенную роль, и их отдают на воспитание бабушке, няне, чтобы не мешали процессу саморазвития родителей.
Вроде бы всё не так плохо. Но доцент факультета социологии СПбГУ Ольга Безрукова, проводившая исследование, считает, что реальная жизнь далека от этих показателей. На самом деле большинство подростков из всех трёх групп ориентированы, прежде всего, на жизнь для себя: каждый третий, а в последней группе – каждый второй.
Новое поколение в большей степени прагматично по сравнению с родителями. У него трезвый взгляд на жизнь: если сам о себе не позаботишься, то не позаботится никто. В том числе и государство. При этом сами они не собираются о ком-либо заботиться – ни о родине, ни о природе, ни о ближнем. Но это ещё полбеды. “Они говорят, что не будут заботиться и о семье!”, – бьёт тревогу Ольга Безрукова.
Эгоцентризм – один из способов выживания, считает психолог Андрей Филиппов, директор студии психологического консультирования “Развитие”. Современная молодёжь выросла в условиях, когда больше нет жёстких установок “ты должен”. Ты рождён для жизни, ты просто живёшь, и свободен выбирать, как. Раньше требовали от человека жертву, жертвенность прививалась с раннего возраста ради каких-то идеалов. Требовали подвигов, при этом не было живых героев, потому что герой живым быть не может. Мы живём в гуманное время, когда всякий волен делать свой выбор, и это стоит ценить, подчёркивает психолог Филиппов.
Анализ жизненных устремлений опрошенных подростков показал, что каждый третий из них ставит цель добиться достатка, стать богатым. И только каждый четвёртый – стать родителем. А из той группы, что предпочла современную семью, – лишь каждый восьмой. Рождение и воспитание детей не вписывается, по мнению молодых, в современный комфорт. Такого никогда не было, чтобы люди в принципе отказывались от рождения детей, утверждает социолог. Даже в мотивации стать матерью преобладают стремление решить с помощью появления ребёнка какие-то проблемы: удержать партнёра, завоевать уважение окружающих.
По мнению Ольги Безруковой, представление о том, что ребёнок сам по себе ценность, сегодня во многом утрачено. Обществу индивидуалистов и эгоистов дети не нужны. Хотя в условиях экономической и социальной нестабильности трудно ожидать других настроений. Один из респондентов высказался конкретно: “Имею ли я право заводить ребенка, если ничего не могу ему дать? Кем он вырастет? Будет работать на стройке, как таджик?”
– Так можно рассуждать до пятидесяти лет в ожидании миллиона долларов, – замечает Андрей Филиппов. – Сейчас наблюдается противоположная крайность: ребёнок растёт в обеспеченной семье, но психоэмоционально обделён. Ему недодали любви и заботы, у него украли нормальное детство.
– Родить ребёнка им мешает всё, – замечает социолог, ссылаясь на данные своего опроса, – будь то жилищные или материальные проблемы, трудности совмещения карьеры и воспитательного процесса и прочее.
При этом сама же Ольга Безрукова полагает, что было бы несправедливо обвинять современных молодых в инфантильности. В профессиональном плане они порой проявляют высокую ответственность и заинтересованность.
Секс – их бог
А как меняется сексуальность этих очень занятых людей и меняется ли?
90% из них готовы вступить в сексуальные отношения до брака, девушки более раскрепощены, чем юноши, свободно идут на контакт и не переживают, девственность считается анахронизмом. Даже девушки, исповедующие православие, по сравнению со своими родителями более либерально относятся к сексуальным отношениям. Растёт количество “гражданских” (незарегистрированных) браков. Их главный минус с точки зрения демографии в том, считает социолог Безрукова, что они “заключаются” не для рождения детей. В этом браке они лишние. По данным социолога Владимира Архангельского, проводившего исследования в шестнадцати регионах России, в незарегистрированных браках продолжительностью в три года рождается в восемь раз меньше детей, чем в зарегистрированных.
Основные задачи “гражданского” брака, уточняет Ольга Безрукова, решаются в сфере сексуальных и эмоциональных отношений, на первом плане – комфорт личности. А комфорт не сочетается с детьми. И есть серьёзное подозрение в том, что главная привлекательность “гражданских браков” для состоящих в них, особенно для мужчин, – в отсутствии ответственности. Можно в любой момент поменять партнёра, не надо делить имущество, опасаться скандального бракоразводного процесса…
– Я очень рад, что есть “гражданские” браки, – говорит психолог Андрей Филиппов. – Люди имеет возможность попробовать себя, почувствовать, что такое жизнь и войти во вкус.
Но почему они не регистрируют свои отношения? Не потому ли, что не хотят связывать свою жизнь с одним единственным партнёром? Ведь даже среди тех, кто настроен наиболее консервативно и высоко ставит семейные ценности, только пятьдесят процентов считают, что брак заключается один раз и на всю жизнь.
Психолог Филиппов видит причину в другом – в естественных сомнениях: а как это будет, получится ли ужиться вместе? Когда люди постепенно входят во вкус и начинают строить свою жизнь осознанно, то в таких семьях через какое-то время рождаются дети. А регистрация брака становится праздником. И, зачастую, сопровождается церковным обрядом венчания, как логическое завершение пройденного испытания.
Что касается сексуальности, то можно сказать, что в нашем обществе она бьёт ключом, как и во все времена, но понятие сексуального воспитания остаётся пустым звуком. Есть общества со свободным отношением к сексуальному поведению, говорит социолог Безрукова, и общества с репрессивным отношением, где даже за высказывания на эту тему наказывают. Так или иначе, но попытки преподавания в некоторых наших школах в прогрессивных девяностых годах основ сексуального воспитания закончились плачевно – судебными исками родителей к учебному заведению.
Конечно, важно, кто преподает и как. Но скорее просто взрослые сами не готовы говорить “об этом”, считает социолог. А психолог отмечает, что на самом деле всё-таки говорят, но больше в негативе, особенно по поводу подростковой сексуальности. Социолог приводит в пример Швецию, где сексуальность котируется как некая ценность, а к подростковой сексуальности относятся с уважением. На этих принципах, вероятно, и строится половое воспитание.
Сексуальность сродни презумпции невиновности, полагает Андрей Филиппов, эта особенность присуща человеку от рожденья, и он в том не виноват.
А что же любовь? Какое место отводят ей молодые в своей жизни? Из опросов группы людей до тридцати лет следует, что любовь не так уж кружит им головы. Гораздо важнее для них обретение семейного статуса, как обретение себя в пространстве, некой стабильности в этом нестабильном мире. Доминирующим желанием является создание партнёрства.
Между тем в тех же “гражданских” браках формируются порой высокие без всякого преувеличения отношения, основанные на глубоком доверии и уважении, серьёзном проникновении интересами партнёра. Отношения не регистрируют, но ими дорожат. Чем не любовь? И верность, кажется, в моде?
По данным социологического исследования, верность и доброта – далеко не определяющие качества при выборе партнёра в представлении подростков, а также наиболее “продвинутой” молодёжи. Только 7% ребят из группы, выбирающей двухкарьерную семью, ценят, в первую очередь, верность и доброту. Для них важнее профессиональный статус, внешняя привлекательность, сексуальность, умение общаться, взаимодействовать, уважать друг друга, терпимость – тоже вполне достойный набор требований, свидетельствующий об отнюдь не ветреном подходе к жизни. Культивируется доверие, люди отдают отчёт, что без позитивного отношения друг к другу “настанет разруха”, говорит психолог.
С возрастом взгляды меняются. Молодые, но зрелые супруги начинают ценить верность и доброту и даже жалеть об утерянной не с тем девственности. Всё стаёт на свои места, и всё старо, как мир.
Нет такой работы, чтобы некогда было любить детей
Однако подобный философский взгляд всё равно не способствует росту рождаемости. 67% процентов российских детей растут единственными в семье. Рожать бояться, тем более второго. Кризисы в экономике порождают кризисы в семье. Наши люди не выходят на улицы стучать пустыми кастрюлями, они возмущаются в домашней обстановке – и разводятся.
Одних сдерживает отсутствие денег, других – мысль, что в суете карьерных будней станет не до детей.
Суррогатом материнской заботы назвал Андрей Филиппов совокупные усилия нянь, гувернанток, бабушек и, наконец, родителей по воспитанию детей там, где родители очень заняты. Эмоционального контакта у мамы и папы с детьми не получается. “Вас же не так воспитывали?” – ставит в тупик вопрос психолога родителей, выросших во времена, когда гувернанток не было.
Ольга Безрукова обращает внимание на французский опыт. В этом европейском обществе семья с детьми является главной ценностью. 100% детей до трёх лет посещают дошкольные учреждения. Ясли открывают рядом с бизнес-центрами, рядом с фирмами и предприятиями, лишь бы рожали и могли совмещать родительские обязанности с профессиональными.
Нет такой работы, чтобы нельзя было уделить время ребёнку, утверждает психолог. Надо совсем немного – пять–семь минут внимания, наполненных любовью, чтобы у малыша не пропадало ощущение собственной нужности и защищённости.
Как бы то ни было, современные молодые стали более ответственны за своё родительское поведение, делает вывод Ольга Безрукова. Они не только планируют экономическую составляющую своей семьи, но и задумываются, можно ли выносить здорового ребёнка при незапланированном зачатии. Понимают: не всякий образ жизни благоприятно скажется на вынашивании, к рождению детей надо готовиться.
Любить собственного ребёнка в момент его зачатия – это и есть готовность к его появлению, считает Андрей Филиппов.