Зачем идти смотреть на русский авангард в механике и быту

Кажется про русский авангард, помноженный на советский конструктивизм, все самое существенное (детали всегда остаются) уже сказано. И все восторги пережиты. Но этот феномен по-прежнему завораживает. В Петропавловской крепости открылась выставка «Русский авангард: механика, конструкция, быт».

В начале ХХ века футуристы в Италии и авангардисты в России утверждали, что машинный мир преобразует человека. Им не верили, над ними смеялись. Какое преобразование, когда автомобиль с трудом обгонял лошадь. Но тут случилась революция в России, провозгласившая новые формы общества, новый быт. Тогда свободная любовь и квартиры без кухонь (на первом этаже дома-коммуны должна быть столовая на все вкусы) протянули недолго. Но наследие авангарда необратимо изменило визуальные искусства, архитектуру, все виды дизайна, от графического до тканей.

Как-то несколько лет назад в Петербург приезжал какой-то молодой, но уже популярный фешн-дизайнер. Имени не помню, но это не важно. На наивный вопрос журналиста, кого из русский коллег вы знаете, последовал ответ «Малевич». И это не унизительно, а почетно для создателя супрематизма. Он, что называется, проник во все поры.

Но теперь становится понятно, что авангардисты были правы. Через сто с небольшим лет после их первых манифестов появился искусственный интеллект, который уж точно изменил человечество. И это только начало. Если, конечно, оставить за скобками ненулевую вероятность глобальной катастрофы.

Выставка огромна. В проекте участвуют 14 музеев из двух российских столиц. Сотни фотографий, эскизов, книг, плакатов, агитфарфора, образцы тканей. Из любимой всеми петербуржцами архитектуры заметны два проекта. Конкурсный (1931) на крупнейший в Европе зоопарк в Шувалово-Озерках и еще один конкурсный (1930) «Жилище-коммуна на две тысячи человек». В плане имеет форму самолета, с огромным окном (вертящийся пропеллер) в торце здания. Девиз проекта занятный – «Ответ Пию». В это время Папой Римским был Пий XI, не любивший большевиков.

Выбор «Города 812»

На фото два товарища. Того, что слева знают многие – Малевич. Справа его соратник Густав Клуцис, мастер агитплаката. Расстрелян в 1938 году.

Автошарж Александра Родченко. Очень похоже на любителя острых ракурсов.

Модель Кушелевского хлебозавода конструкции инженера Георгия Марсакова. Наверх подаются ингредиенты, внизу забираются булки.

Легко заметить, что фото «Да здравствует смычка…» сделано на нынешней площади Александра Невского. В 1927 году носила название Красная площадь. И смотрится неплохо и темы не потеряла актуальности.

Чернильный прибор подаренной Надежде Крупской металлистами Иваново-Вознесенска к 5-летию Октябрьской революции. Авангардного мало, но трогательно.

Театральные плакаты. В них тексты говорят сами за себя. Лучшие цитаты вынесены «на обложку».

Выставка работает по 30 мая.

В.Ш.