На неделе члены городского правительства опубликовали свои декларации о доходах за 2009 год. Которые наблюдатели сравнивают с мемуарами бывалых боевых генералов: никто особо не верит, что это – чистая правда, но читают все равно с удовольствием. Главной сенсацией этого года стало социальное расслоение, царящее в городском правительстве.
Если в 2008 году Смольный жил дружной эгалитарной семьей – все вице-губернаторы заработали по 1,2 – 1,3 миллиона рублей за год и только губернатор, как и полагается старшему по званию, получила 1,7 миллиона, то теперь от равенства не осталось и следа. Валентина Матвиенко в 2009 году получила доход 2,3 миллиона рублей, но ее опередили несколько членов правительства.
Самым большой доход среди членов правительства у вице-губернатора Алексея Сергеева – 6,7 миллиона рублей. У вице-губернатора Александра Вахмистрова – 5 миллионов, у главы КГИОП Игоря Метельского – 5,5 миллиона. У всех остальных доходы подросли не так сильно.
Впрочем, нужно учитывать, что год назад в отчете смольнинских чиновников указывался только доход по основному месту работы, тогда как теперь – общий доход. Помимо зарплаты члены городского правительства могут получать дивиденды от принадлежащих им акций, гонорары за художественные произведения, лекции и пр., однако в последней деятельности никто вроде бы не замечен, за исключением писания картин на благотворительной рождественской ярмарке.
Большинство чиновников, посвящая себя служению городу, о своих семьях не думают и живут фактически на иждивении жен. Так, супруга Михаила Осеевского заработала 9,6 миллиона рублей, а Юрия Молчанова – 26,8 миллиона.
В кризисный год, страдая вместе с простыми подданными, члены правительства не стяжали нового земного имущества. Больше всех разбогател вице-губернатор Валерий Тихонов: если в декларации за 2008 год значилось, что у него нет ни автомобилей, ни квартир, ни дач, то теперь он завел себе внедорожник Mercedes и земельный участок площадью 1,2 тыс. кв. м.
Любопытно, что в каждой чиновничьей семье (за исключением тех, которые автомобилей вообще не имеют, и Светланы Штуковой, супруг которой обладает автомобилем Ford не позднее 1985 года выпуска) есть хотя бы один внедорожник. То есть никакого оптимизма о состоянии уличной-дорожной сети во вверенном городе и ее перспективах наши власти не испытывают.
Отмечаются у чиновников некоторые странные квартирные перемены. Например, раньше у губернатора была квартира площадью 204,8 кв. м, а теперь – 209,8. Вероятно, к ней пристроили маленькую кладовочку. Людмила Косткина улучшила свои жилищные условия. Раньше в единственной ее квартире площадью 75 метров она владела 1/4 частью, а теперь – 182/524 доли, что примерно соответствует 1/3.
Но главное приобретение года сделала Валентина Матвиенко: у нее появился автомобиль ВАЗ-2121 (старая “Нива”), которого в прошлом году не было. Правда, в прошлом году такой автомобиль был у ее мужа. Вероятно, Валентина Ивановна решила продемонстрировать солидарность с премьер-министром Путиным, который тоже обзавелся этим чудом отечественного автопрома. Но, чтобы зря не тратиться, просто одолжила его у супруга.
Доход семей членов правительства (в млн рублей)
Юрий Молчанов 28,499
Михаил Осеевский 11,384
Игорь Метельский 10,410
Евгений Елин 9,158
Алексей Сергеев 6,817
Александр Вахмистров 8,231
Валентина Матвиенко 2,522
Людмила Косткина 1,855
Валерий Тихонов 1,728
Михаил Бродский 1,546
Алла Манилова 1,460
Светлана Штукова 1,443
Роман Филимонов 1,431
Дмитрий Буренин 1,291
Для сравнения семейный доход Д. Медведева 3,335 млн рублей, В. Путина – 3,889 млн рублей.