В Русском музее открылась выставка «Космизм в русском искусстве». Когда в начале ХХ века в продвинутых умах возникли идеи внеземной жизни, космических полетов туда, в душах русских людей они быстро откликнулись мечтами о бессмертии и даже воскрешении мертвых.
Тут подоспел супрематизм и знаменитый эскиз Малевича «Планиты для землянитов» (1923-1924). Оттуда же «Парящие плоскости» (1930-е) Лазаря Хидекеля.
Василий Кандинский говорил, что «живопись есть грохочущее столкновение различных миров» и стал отцом абстрактного искусства. Он автор «Двух овалов» (1919) и других хрестоматийных картин, несколько находятся в собрании ГРМ.
Художник Иван Кудряшев пишет картину «Траектория полета Земли вокруг Солнца». На дворе 1926 год, а траектория эта известна со времен Коперника, жившего в XV-XVI веках. Но русский авангардист надеется, что скоро появится возможность управлять траекториями планет. А то и звезд. Поэтому «Траектория» Кудряшева закручена, как гриф скрипки.
Василий Чекрыгин создал в 1922 году проект росписей собора в память о человечестве с изображениями неба, населяемого воскрешенными поколениям. Композиция черным углем «Воскрешение» находится рядом с «Головой мальчика» из цикла «Голод в Поволжье». Актуальная перекличка.
Известный пейзажист Константин Юон считал, что «весь научно-естественный мир может самым решительным образом оплодотворить поступательное движение в искусстве». И создал картину «Люди будущего» (1929) – про полеты с ранцами а ля Карлсон. Но вскоре вернулся к пейзажам. И дожил до 82 лет.
Кузьма Петров-Водкин, помимо поисков наклонной перспективы мечтал «облюдить Марс, отремонтировать бездельничающую Луну». На эти темы его картина «Фантазия» (1925) с полетом юноши на красном коне. На выставке представлен оригинал. А сильно увеличенная световая проекция полгода украшает брандмауэр дома 85 по 8-й линии.
Павел Филонов создал «Формулу космоса» в 1918 году. Был ли он художником-космистом, как это заложено в концепцию (команду кураторов возглавила Евгения Петрова) выставки? Если считать человека частью космоса, то был.
Также как и Павел Челищев, изображавший людей в виде нейронных сетей, окрашенных в желтый цвет и дававших красное излучение.
Русский музей отвел почетное место группе «Амаравелла». Но их творчество не случайно хранится в Музее космонавтики. Космические пейзажи этих художников не дотягивают до пантеона искусства ХХ века.
Александр Лабас, учившийся у всех классиков русского авангарда, создает в 1977 году серию картин «Жители отдаленных планет». Уже давно понятно, что и до планет мы не доберемся, и жизни там нет, а если есть, то в совершенно других формах. Но так хочется антропоморфности.
..
Выбор «Города 812»
Наталия Гончарова. Пространство. (1950-е). Амазонка русского авангарда на склоне лет заинтересовалась космосом. Она стала свидетелем первых космических полетов. И создала трогательную минималистичную абстракцию, чем прежде не занималась.
..
Александр Лабас. Из серии «Жизнь отдаленных планет». (1977).
..
Константин Юон. Люди будущего. (1929).
..
Нина Вырыпаева. Моцарт. Реквием (1923). О художнице почти ничего не известно. Возможно, картина посвящена памяти Микалоюса Чюрлениса, родоначальника «космизма» в искусстве.
..
Неизвестный автор. Композиция. Первая половина ХХ века. Дивная абстракция. Другого повода показать ее и увидеть долго не будет (см. на заставке к тексту).
Выставка работает до 10 марта 2022 года.
Вадим Шувалов