Зачем смотреть модные фотографии в Эрмитаже

Эрмитаж открыл в Белом зале Главного Штаба выставку «Красота и стиль. История модной фотографии. Из собрания Фонда Still Art».  83 винтажа звездных фотографов предоставлены Еленой и Михаилом Карисаловыми, известными московскими и петербургскими коллекционерами и меценатами. Снимки созданы двадцатью авторами за последние 80 лет. За это время модная фотография последовательно пережила периоды увлечения красивой одеждой, бойкой торговли мечтой, вызывающей эротики, возвела супермоделей в ранг небожителей, иронично посмеялась над модой.

Дмитрий Озерков, куратор выставки, заведующий отделом современного искусства Эрмитажа, задает себе и публике вопрос, а что мы возьмем из всего этого в будущее? Что эти фотографии расскажут новым поколениям?  Культ фешн-фотографии стала символом масс-культуры? Или поиском вечной красоты?

Куратор напомнил, что 2 марта 1972 года НАСА запустило космический аппарат «Пионер-10» для изучения Юпитера.  С расчетом, что со временем аппарат выйдет за пределы Солнечной системы и устремится в просторы Вселенной. На этот случай в кабину поместили позолоченную пластинку с изображением женщины и мужчины в костюмах Евы и Адама, чтобы рассказать иным цивилизациям о землянах. 23 января 2003 года «Пионер-10» последний раз вышел на связь, в этот момент он находился в 12 млрд километров от Земли.

Выставка помещена в кабину большого белого космического корабля (дизайн – студии FARO), фотографии образуют лабиринт, где перекликаются то авторы, то модели, то формы тел, то цвет, и т.д.   

  • Как выглядит экспозиция. Фото автора

.

Самая ранняя фотография: Хорст Хорст. Корсет. 1939. Самая новая: Жерар Рансиан. Танец. 2019. Три белых девушки (европейки и азиатка) и три темнокожих юноши, изображают композицию «Танца» Матисса. Живописный прототип находится по соседству.

Самая знаменитая фотография: здесь конкурируют Настасья Кински с удавом (Ричард Аведон, 1981). Карл Лагерфельд зимой под зонтиком (Жан Мари Перье, 1995), Анжелина Джоли в ванной (Энн Лейбовиц, 2005).

  • Jean-Marie Périer. Karl Lagerfeld, Hamburg, May, 1995

.

Самый печальный снимок: Берт Стерн «Мэрилин Монро. Дешевая бижутерия». Из серии «Последняя съемка». 1962. Знаменитая актриса позирует в ожерелье из фальшивого жемчуга.

Самой оптимистичное фото: Хорст Хорст. Обложка журнала Vogue за май 1941. Модель ногами жонглирует воздушным шариком. Зеркальная версия «Девочки на шаре» Пикассо.

Самый пронзительный снимок. Херб Ритц. «Стефани, Синди, Кристи, Татьяна, Наоми». 1989. Самые знаменитые модели того времени, нагие, прижались друг к другу. Не уверены в своем будущем.

.

Выбор куратора. Озерков поясняет, почему поместил на одной стене четыре фото. Слева направо. Гьон Мили. «Обнаженная, спускающаяся по лестнице». 1942. Эффектная «раскадровка», напечатанная на одном листе, отсылает к одноименной картине Марселя Дюшана 1912 года, а та, в свою очередь – к хронофотографическим опытам Эдварда Майбриджа 1887 года.

Рядом – знаменитый диптих Хельмута Ньютона «Они идут».1983. Четыре модели шагают на камеру с вызовом. В модной одежде и без нее. И завершает стенд фото Эллиота Эрвитта «Музей Прадо». 1995 год. Снимок сделан в зале с картинами «Одетая маха» и «Обнаженная маха» Франсиско Гойи. На первую смотрит одна дама. На вторую – семеро мужчин.   

Вадим Шувалов

На заставке:
Erwin Blumenfeld. Doe Eye, Jean Patchett, (Vogue New York, January 1, 1950)

Еще фотографии, разрещенные к публикации.

.

  • Guy Bourdin. Pentax Calendar 1980 (January)

  • Greg Gorman. Grace Jones in Hat, Los Angeles, 1991

  • Miles Aldridge. Crazy Rich Asian’s #1, 2013