Пятый канал переживает очередную революцию. Точнее, реформу. Online812 поинтересовался у популярного телекомментатора Геннадия Орлова, какая судьба в результате этого реформирования ждет спортивное вещание.
Пятый канал переигрывал “Спорт” на футболе
– Ходили слухи, что спорта на “Пятерке” не будет вообще. Это так?
– Не то что я, наши руководители (руководство теперь находится в Москве), думаю, четко не представляют, что будет в ближайшее время и каким станет канал, у которого меняется направленность. Но у нас, спортивной редакции, на данный момент не все так плохо, как представлялось еще недавно. Это прежний руководитель канала господин Троепольский всячески пытался принизить значимость нашей редакции, едва ли не устранить ее. К счастью, не получилось.
– Зачем ему это было нужно?
– Он москвич, и все это было в угоду ВГТРК. Он пришел к нам оттуда и остался человеком Добродеева. Мы на равных конкурировали, да что конкурировали, обыгрывали канал “Спорт”, и это, естественно, многим в Москве не нравилось. Когда, случалось, один и тот же футбольный матч шел по Пятому каналу и одному из центральных, то с Первым каналом мы работали на равных, где-то 50 на 50 – то есть половина болельщиков смотрело футбол по центральному каналу, половина – по нашему. “Спорт” же мы в похожих ситуациях обыгрывали 80 на 20 в процентном состоянии, а то и 90 на 10. Люди отдавали предпочтение нашему каналу, и мы гордились этим. А Троепольский просто не стал покупать трансляции футбольного чемпионата, чтобы мы не выглядели предпочтительнее “Спорта”, и трансляции “Зенита” достались каналу 100ТВ. Хотя как профессионал с богатым стажем скажу, что мы действительно научились показывать футбол на уровне Москвы. И новую технику используем, причем камеру-паук, которая перемещается по специальному полю по тросу, наш режиссер Карташев и операторы ввели в трансляцию органично. Можно ведь техники набрать сколько угодно, а она будет выглядеть как вставная челюсть.
– Но Троепольский вернулся в Москву создавать новый канал на “России”…
– …и там уже тоже не работает. А наш новый генеральный директор Соловьев, прежде он был председатель совета директоров Пятого канала, в конце года сказал, что программа “Опять о футболе” рейтинговая, она имела и вполне может иметь в будущем спонсоров. Так что мы будем настаивать на том, чтобы программа осталась, хотим заполучить обратно и трансляции матчей “Зенита”, которые имели высокий рейтинг. Соловьев наша надежда, он поддерживает спорт и наши усилия. А уж что в итоге получится, не знаю. Это сложный процесс, тут и взаимоотношения с рекламными агентствами, и сугубо финансовые вопросы. Но надежда у нас есть.
– Тем не менее, вы теперь работаете на “НТВ плюс”?
– Я действительно подписал с 1 декабря договор. Но исключительно на комментаторскую деятельность. У меня немало приглашений на разные каналы в роли ведущего, но я всю жизнь развивал в себе искусство комментатора. Живьем работать на футболе для меня как наркотик. Ведь в свое время при Собчаке я был назначен директором питерского телевидения, но ушел с этого поста только ради того, чтобы можно было работать комментатором.
– Освоить профессию вам, наверное, помогло творческое окружение – оно же у вас актерское?
– Комментатор профессия, конечно, артистическая. Нет артистизма, нечего делать на телевидении. Это настоящее искусство, и окружение мне, естественно, помогло. Мой старший брат кинорежиссер, поставил много хороших фильмов, но “Женщину, которая поет” с Пугачевой видели, наверно, все. Жена брата Алла Будницкая – замечательная актриса. Моя супруга играет в театре Комиссаржевской, а спектакль “С тобой и без тебя” один из лучших сейчас, мне кажется, в городе. Дочь тоже закончила актерский факультет, но сейчас работает продюсером.
– Реорганизован канал “Спорт”. Вам его жалко?
– Я вот точно знаю, что когда Мутко рассказал Медведеву, что спорт уйдет с канала “Спорт”, президент был удивлен. И действительно, страна готовится к проведению Зимних Олимпийских игр, и вместо того чтобы увеличивать эфирное время на спорт, она его сокращает. Да, канал “Россия 2”, который теперь помимо спортивных трансляций показывает программы про путешественников и про животных, убыточен. Но это государственный канал, и почему он должен жить за счет рекламы? Наверное, должен быть в стране канал, где шли бы передачи, которые необходимы ее гражданам. Независимо от рейтинга. Нужен рейтинг – показывайте стриптиз – душевный или телесный. Вот Первый канал вынужден этим заниматься, отсюда и передачи вроде “Пусть говорят”.
“Приложил руку к переходу Кержакова”
– Итальянец стал тренером “Зенита”. Как думаете, подойдет нам итальянский стиль игры?
– У футбола нет национальности. Любого бразильца за технику в Петербурге будут так же любить, как в Рио-де-Жанейро. Думаю, у Спаллетти есть все предпосылки к тому, чтобы создать хорошую команду. Другое дело, сумеет ли он это сделать.
– Не кажется ли вам, что приезд итальянца несколько затянулся? Все команды давно тренируются, а “Зенит” отдыхает.
– Соглашусь с вами, но ничего страшного в этом нет. “Зениту” ведь в отличие от последних лет не надо играть в феврале. Времени осталось немного, но сборы команда провести успеет. Первая задача у Спаллетти сейчас найти подход к игрокам. Важна совместимость, психология. Я как заведующий кафедры футбола Академии имени Лесгафта уделяю большое значение этому аспекту. Надо подбирать людей, способных мыслить в одном направлении, одинаковых взглядов. Мы сегодня будущим тренерам все время повторяем: “Игрок – это ваш партнер”. Вот Хиддинк с Адвокатом уважали игроков, были с ними на равных. Отсюда и успехи. Неслучайно же Аршавин говорит, что не придет в команду, если будет русский тренер. Хотя нашим нужен все-таки и кнут, и пряник. Пример сборной и Хиддинка показывает, что тот потерял контроль, переиграл роль доброго папы. Хотя иностранцы тоже бывают жесткими. Не забуду, как предлагал как-то Петржеле найти подход к Денисову, когда у того вдруг перестало получаться. Говорю, непростой у парня характер, молчун он такой, вы его приобнимите по-отцовски, что-то доброе скажите. Но никаких бесед Петржела проводить не стал: “Если выплывет сам, станет профессионалом”. И стал же…
– Главная новость зенитовского межсезонья – возвращение Кержакова.
– Я искренне хотел, чтобы оно случилось, и, честно говоря, даже приложил к этому руку. Не буду уж распространяться, каким образом, но мое участие было.
– Болельщики могут встретить Кержакова так же, как Быстрова прошлым летом. Фанатам могло не понравиться, как Кержаков рвался из “Зенита”.
– Во-первых, трения у него были с руководителями клуба, которые его не отпускали. С болельщиками он не конфликтовал. Во-вторых, уходил он не в московский “Спартак”, а в “Севилью”. Наконец, приоткрою тайну, что, возвращаясь сейчас в “Зенит”, он согласился на меньшую зарплату, чем ему предлагали московское “Динамо” и “Локомотив”, а это о многом говорит. Так что, думаю, так же с аплодисментами через два с половиной – три года мы будем встречать Андрея Аршавина.
– Так дойдет до того, что “Газпром” всю сборную России в “Зените” соберет.
– А почему бы и нет?! Это вполне возможно, я еще летом, ведя репортаж из Хельсинки о матче Финляндия – Россия, говорил об этом. И появление Корнеева в штабе “Зенита” говорит только о том, что проект начал работать. Между прочим, и кандидатуру Спаллетти зенитовским руководителям Хиддинк посоветовал.
Новый стадион – это большая загадка
– Как думаете, к тому времени, когда Аршавин вернется в “Зенит”, новый стадион уже построят?
– Это самая большая загадка. Мне эта история со строительством сразу не понравилась. Уже хотя бы потому, что компания, выигравшая тендер, образовалась за 10 дней до начала этого тендера. Затем была поездка делегации в Гельзенкирхен для знакомства со стадионом, который должен стать прообразом нашего. Что поразило вице-губернатора Вахмистрова в первую очередь, так это пивопровод на стадионе. Мол, хорошо бы и у нас такой сделать. Я даже послал корреспондента Романа Кирюхина, поинтересоваться, действительно ли он считает, что пиво надо продавать на футболе, но Вахмистров ушел от ответа. Теперь уже другой вице-губернатор Филимонов заявляет, будто “по инициативе “Зенита” и в связи с новыми требованиями ФИФА необходимо внести коррективы”, и стоить все это будет один миллиард рублей. Да какие новые требования! Это новые требования для новых руководителей. Все правила еще до 2006 года, последнего чемпионата мира известны были. Это еще хорошо, “Зенит” сейчас, пока не все сделано, привез из Англии специалистов, которые занимаются сертификацией стадионов, и те сказали – либо останавливайте, либо мы к вам никакого отношения не имеем. Проводите здесь выставки, шоу, концерты, все, что угодно, кроме футбола.
– Что не понравилось англичанам?
– Для ФИФА главное – безопасность зрителей. Потоки болельщиков, пути эвакуации, которые бы позволили избежать трагедий с человеческими жертвами. Нужно было сразу обращаться в ФИФА, к специалистам, узнать пожелания. И вообще пригласить знающих людей. Но никого чужого к строительству стадиона не подпускают. Не надо, думаю, вам объяснять почему.
– В Ванкувере все готово к Олимпиаде. Вы едете?
– До сих не уверен, хотя и аккредитован от Первого канала. В нашей стране, как прежде в СССР, пока самолет не взлетит, не знаешь, попадешь ли ты в него. Но 15 раз я уже олимпийским рейсом взлетал.
– К дню рождения успеете вернуться и сыграть по обыкновению в футбол. Тем более что в этом году вам 65.
– День рождения у меня 2 марта, а рейс из Ванкувера только 3-го. Так что если и сыграю, то только в самолете, благо компания подходящая будет.