От царя до кувшина и обратно

Зачем смотреть искусство Ирана в Эрмитаже

.

На третьем этаже Зимнего дворца Эрмитаж открыл постоянную экспозицию «Искусство Ирана III – начала XX».  Это залы №№391- 396 в северо-западной части здания с видом на Неву и Адмиралтейский проезд. Исторически это были комнаты Николая I, спроектированные архитектором Василием Стасовым в 1838-1839 годах. Угловая гостиная (№391), где сейчас выставлено сасанидское искусство (III – середина VII века) была центром императорских покоев. Росписи интерьеров восстановлены, сами интерьеры остались в воспоминаниях современников и на рисунках художников того времени.

.

Выбор «Города 812»

Сасанидский кувшин с изображением сенмурва. Серебро. VI – начало VII века. Это мифическое животное, известное со времен древней Месопотамии, является помесью собаки и орла. Такие предметы находили два столетия назад в кладах. Вероятно, сосуды обменивали на меха и другие российские товары.

.

Водолей в форме коровы-зебу. Хорасан. Медь. 1206 год. Главный хит экспозиции.

Корова, кормящая теленка и одновременно терзаемая львом, отлита за один прием и украшена инкрустациями серебром. Пиры с танцорами и музыкантами, игра в нарды, орнамент. Нет ни одного живого места на теле безропотной зебу.

.

Котел. Медный сплав. XII-XIII века. Происходит из собрания Алексея Бобринского.

Фишка в том, что у крепежа ручек отпилены головы львов. Это произошло в XV веке, когда в исламе появился запрет на изображения живых существ.

Вадим Шувалов