На петербургских вокзалах стали продавать билеты на электрички с рекламой на оборотной стороне. Пассажирам предлагают поучаствовать в SMS-викторине с хорошими призами: ноутбуком, автомобилем Ford Focus или 100 тысячами рублей. На билете напечатан первый вопрос, ответ на который надо послать эсэмэской, а в ответ придет новый вопрос. Каждое отправленное SMS стоит порядка 50 рублей.
Первый вопрос “викторины”, напечатанный на билете, правда, чуть удивил. “Расстояние от Москвы до Питера” – и два варианта ответа: около 800 км и 2000 км. Ни Яндекс, ни атлас никак не давали больше 680 километров. Конечно, автор мог иметь в виду американские города с такими же названиями, и это был на самом деле сложный вопрос. Не знаю, как поступали другие, а я решила посоветоваться с тем, кто придумал это задание. И отправилась на его поиски.
По информации, указанной на билете, организатором проекта выступает Фонд содействия социальным инициативам на железных дорогах (“Желдорсодействие”), а непосредственным исполнителем – “первый альтернативный контент-провайдер”. Как выяснилось, этот “первый альтернативный” “изначально специализировался на интерактивных телевизионных сервисах”, а вообще главный принцип его работы – “всегда идти на опережение”. Действительно в России не стали внедрять механизм покупки билета на трамвай или поезд посредством SMS – с этим Европа нас все равно опередила, зато мы их с розыгрышами обгоним.
“Российские железные дороги” переправили мои вопросы в фонд “Желдорсодействие”. А тот объяснил, что SMS-викторины входят составной частью в проект “Лотерея железных дорог” – это 10 типов моментальных лотерей (стоимость билетов 10 – 100 рублей). Пятьдесят процентов собранных средств идет в призовой фонд, а 10 – на благотворительные программы “ОЖД” (в частности, обещают эти 10 процентов пустить на Детскую железную дорогу, железнодорожные музеи и поддержку железнодорожных ветеранов). Лотерейные билеты продаются на 100 вокзалах по России и еще кое-где.
А SMS-викторина – немного другая история, потому что, как объяснил генеральный директор фонда “Желдорсодействие” Д. Зорин, викторина – это не азартная игра, не лотерея. Поэтому Закону “Об организации лотерей” не подчиняется. Как и Закону “Об азартных играх”, который оговаривает запрет на использование мобильных средств связи.
Правила викторины такие: первая эсэмэска нужна лишь для того, чтобы купить себе входной билет на игру. Можно вообще отправить пустое сообщение – за него снимут деньги и пришлют новый вопрос.
Но в этой неазартной викторине фонд, хотя, как уверяет, и не обязан, соблюдает ограничения, которые Закон “О рекламе” устанавливает для игр, основанных на риске. То есть: не создает впечатления, что участие в викторине есть способ заработка, не преувеличивает реальную возможность выигрыша, не осуждает неучастие в игре, не использует образы людей и животных. И хотя в рекламе викторины и нет предупреждения о том, что участвовать в ней могут только пассажиры от 18 и старше, но нет и прямого обращения к несовершеннолетним… Кстати, в правилах “викторины” имеется и такая строка: организаторы не вступают в споры по поводу того, кем в действительности было отправлено сообщение с телефона.
К чести организаторов: мое легкое удивление расстоянием от Петербурга до Москвы они разбирали со всей серьезностью. Сначала записали координаты и точное содержание жалобы: “отсутствие во вводном вопросе правильного варианта ответа”. На следующий день позвонили представители контент-провайдера и еще раз спросили, какие у меня имеются претензии. Я все повторила: про атлас, про интернет. Прошел еще один день, и мне снова отзвонились, на этот раз сотрудники “Желдорсодействия”. Они зачитали официальный ответ: “Автор вопроса замерил указанный путь по географической карте 2009 года выпуска. С учетом возможных погрешностей итоговое расстояние составило 750 километров, после чего было принято решение об округлении этой цифры в большую сторону. Ответ “2000 километров” является заведомо неправильным”. Все это выглядит убедительно, и все-таки зря викторина позиционирует себя не только как развлекательный, но и как образовательный проект.
Тут, кстати, пришла весть из столицы: на Курском вокзале тоже появились билеты с SMS-викториной. Предлагается ответить на вопрос: где находится Ленинградский вокзал и два варианта ответа: Москва и Ленинград. Петербург не упоминается.
На сайте “Желдорсодействия” имеется список победителей: пока короткий. Так, за весь ноябрь во всех регионах было разыграно 10 игровых приставок неизвестной фирмы и двадцать денежных призов по три тысячи рублей. Таким образом, призовой фонд составил не более 160 тысяч рублей, следовательно, сама игра принесла организаторам чуть больше трехсот тысяч. В действительности денег наверняка было собрано больше – но свою немалую долю получили сотовые операторы. Впрочем, итоги викторины про расстояние от Питера до Москвы, говорят в фонде, еще не посчитали.