«Российские железные дороги», похоже, сворачивают едва начавшееся высокоскоростное движение на самом оживленном в стране маршруте – между Москвой и Петербургом. Компания закрыла продажу билетов на рейсы «Сапсана» с 13 марта. Кроме того, агенты по продаже билетов получили распоряжение сузить глубину текущих продаж на этот поезд до 15 дней. Это связано с конструктивными недостатками «Сапсана», выявленными в ходе недолгой эксплуатации немецкого поезда в России.
О технических проблемах РЖД с “Сапсанами” начали говорит в январе этого года. В колесных парах поездов, изобретенных немецкой фирмой Siemens совместно с вице-президентом РЖД Валентином Гапановичем, были обнаружены выщербины глубиной 6 мм и шириной 1 см, которые, в свою очередь, давали трещины глубиной 6 мм. Такого износа агрегаты достигли всего за один месяц коммерческой эксплуатации: она началась 18 декабря 2009 года. А это крайне быстрый срок. РЖД тогда не подтверждали износ совсем нового оборудования. Однако в Интернете появились фотоснимки одной колесной пары, отправленной в Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава РЖД, на которых повреждения отчетливо видны.
Эксплуатация “Сапсанов” продолжалась. Но, по-видимому, РЖД все же решили не рисковать: недавнее крушение “Невского экспресса” все еще свежо в памяти пассажиров и железнодорожников. На днях, как рассказал Slon.ru источник на рынке путешествий, агенты получили из РЖД письмо следующего содержания: “В связи с возникновением повышенного износа колесных пар высокоскоростного поезда “Сапсан” до выяснения причин износа и полного их устранения установить глубину продажи на поезда 151/152, 155/156, 157/158 в сообщении Санкт-Петербург – Москва – Санкт-Петербург до 15 суток. Прошу обеспечить информирование причастных работников и пассажиров. Прошу обратить внимание, продажа закрыта с 13 марта”.
В пресс-службе РЖД не смогли прокомментировать Slon.ru письмо, полученное агентами. Корреспондент Slon.ru попробовал забронировать билеты через единую справочную службу РЖД. Оператор назвал цены и подтвердил наличие мест на поезда “Сапсан”; до конца февраля (даже за пределами 15-дневного срока), а вот билетов на рейсы в начале следующего месяца (например, на 5 марта) предложить не смог, объяснив это ограничением глубины продаж 15 днями. На сайте РЖД (а также на агентских сайтах онлайн-бронирования) немного другая картина: система подтверждает наличие мест на поезда “Сапсан” 151/152, 155/156, 157/158 вплоть до 12 марта, а начиная 13 марта и далее – мест нет.
ВНИКТИ отказывается пояснить, что сейчас происходит с колесными парами “Сапсана”: в приемной гендиректора института Валерия Коссова сказали, что он находится в командировке в Москве и предложили обратиться за комменатриями по “Сапсану” к эксплуатанту, то есть, к РЖД. Намерены ли РЖД в начале первого весеннего месяца возобновить продажи на рейсы после 13 марта, неизвестно. Вероятно, это решится в ходе изучения причин быстрого износа колесных пар.
Но для транспортных компаний искусственное сдерживание продаж – нелогичный и беспрецедентный шаг, который без веских причин не совершается. Напротив, ранние продажи стимулируются более дешевыми тарифами, ведь, имея возможность запланировать и оплатить путешествие заранее, пассажиры кредитуют перевозчиков. РЖД, в отличие от авиакомпаний, обычно продает билеты только за 45 дней до даты поездки. Трехкратное сокращение этого срока специально для “Сапсана” и закрытие продаж с 13 марта может означать только одно: РЖД действительно готовятся к приостановке эксплуатации этих поездов. А в такой ситуации чем меньше билетов продано заранее, тем лучше: меньше денег нужно будет возвращать и меньше претензий от пассажиров придется выслушать.