Фуд-корты в торговых центрах будут заменены на фуд-холлы. В этом году эксперты ждут бума открытий таких гастрономических пространств в Петербурге. Таким образом ТРЦ пытаются выжить – негастрономические развлечения перестали пользоваться спросом у населения.
Фуд-корты – это место, где люди перекусывают во время шопинга. Фуд-холлы – это место, куда приходят специально, чтобы попробовать новые блюда и пообщаться с друзьями, – объясняет Наталия Киреева, руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге: «В фуд-холлах проводят много времени, там назначают встречи, наличие событийных площадок с разными мероприятиями делает их полноценным форматом развлечений»
Сейчас фуд-холлы работают в четырех торговых центрах СПб. В шести анонсирован их запуск в 2022 году; в результате они должны занимать суммарно 30 тыс. кв. метров (сейчас – 10 тыс. кв. метров). Ginza Project реализует проект в «Невском центре», «Депо» – в «Варшавском экспрессе»; «Адамант» анонсировал открытие гастрономических пространств в своих торговых центрах.
Переформатирование связано с тем, что традиционные форматы развлечений перестали привлекать публику. Кризис переживают кинотеатры – в 2021 году закрылись кинозалы в ТЦ «Пик» и ТРК «Лиговъ». В 2022 году эксперты JLL прогнозируют дальнейшую волны закрытий кинотеатров и переоборудование их площадей под другие функции.
Снизилась посещаемость детских развлекательных центров. В 2021 году закрылся «Батутный Клуб 720» в ТЦ «Капитолий», анонсировано закрытие Angry Birds в ТРК «Европолис». И это только начало, считают аналитики JLL.
Эксперты говорят о третьей за последние 10 лет волне реконцепций. Не только фуд-корты сменяются фуд-холлами, кроме этого часть площадей переформатируется под офисы («Атлантик сити») и коворкинги («Капитолий»).
При этом свободных площадей в торговых центрах немного. «Пик вакантности (4,6%) был пройден летом 2021 года, сейчас мы наблюдаем снижение и не прогнозируем дальнейшего роста, – говорит Наталия Киреева. – Каждая новая волна пандемии и связанных с ней ограничений оказывает все меньшее влияние на бизнес. Наиболее устойчиво себя чувствуют крупные топовые торговые центры города, в которых свободно всего 2% площадей. В аутлет-центрах за год вакантность в сократилась в два раза – с 19,5% до 10,2%».
Объем нового строительства торговых центров минимален. Так происходит уже пять лет: с 2018 г. в городе запускается лишь по одному ТЦ в год (в 2017-м открытий не было вообще). В 2021 году в Петербурге открылся один качественный торговый центр «Спутник» с арендопригодной площадью 11 тыс. кв. метров. На 2022 год также анонсирован только один новый проект. Рынок торговых центров насыщен типовыми объектами, и в перспективе ближайших лет аналитики JLL не ожидают активности девелоперов по строительству новых объектов.
В.Ш.