Очень аккуратно, по сто раз расшаркиваясь, чтобы не задеть больное самолюбие граждан Украины, в течение семи с половиной лет я писала, что лучшим для Украины вариантом было сразу признать независимость ДНР-ЛНР. Так же, как ФРГ некогда признала ГДР, заложив в конституцию возможность воссоединения в неопределённом будущем.
Люди из ДНР-ЛНР бегут и будут бежать, кто куда может. У кого есть на это силы. Молодёжь – в поисках перспектив, которых у них дома нет и не будет. Люди постарше – спасаясь от нищеты, разрухи и безысходности. Куда проще, туда и будут выбираться. Чтобы просто осесть «на дожитие» без обстрелов. Или рвануть через РФ или Украину подальше, если жизнь только начинается.
Потому что все понимают: никем не признанные республики обречены на деградацию без дна. Всякая жизнь в них может только разрушаться, а обещанная Путиным поддержка будет лишь притормаживать и продлевать неизбежное разрушение. За семь лет там это стало понятно абсолютно всем, независимо от симпатий-антипатий к восточным или западным соседям.
С реального понимания этой «картины маслом» можно начать задавать «марсианские» вопросы (как будто бы мы не с этой планеты и не знаем установленных на ней порядков).
Если спросить обычных людей, остающихся в непризнанных республиках, хотят они присоединиться к Украине или к России, большинство скажет, что им уже всё равно. Лишь бы это кончилось. Большинство, потому что политически или национально ориентированные за прошедшие годы уже свой выбор сделали – ногами. Оставшиеся уже согласны примкнуть к кому угодно, лишь бы установился покой и порядок. Единственное, что они поняли: над ними для этого должно быть одно из «больших» государств.
Выбора республиканской независимости у них нет. И на самом деле никогда не было. Они – не все, а активная их часть – попытались было на революционной волне заявить о своём праве на неё. Но мало кто декларацию воспринимал всерьёз, потому что им сразу со всех сторон было заявлено, что никто такую независимость не признает.
Путину она не выгодна, потому что гораздо удобнее иметь «внутриукраинскую проблему» в признанных международным сообществом границах Украины. Вот, мол, извольте убедиться: всё это – их области, а с нашей стороны – только гуманитарная помощь!
Украина никогда не смирится с отделением от себя территорий.
Международное сообщество будет до упора поддерживать безнадёжный «статус кво», потому что боится и «горячего» конфликта, и прецедентов сецессии.
Следующий «марсианский» вопрос: а что было бы, если бы независимость мятежных провинций все признавали по факту самопрезентации?
Первый ответ «землян» я знаю: на всей планете разгорелись бы войны! Пожелавших отделиться от метрополий сразу нашлось бы несколько десятков, и все замороженные конфликты вспыхнули бы с новой силой!
Да, но «марсианам» сразу хочется спросить: а с кем бы стали воевать желающие независимости территории? С теми, кто их земли считает по праву своими и не хочет отпускать? Так отмените это право!
Признайте правовой объявленную независимость, исходя из принципа «земля тех, кто на ней живёт», и устанавливайте отношения с новыми субъектами. Покупайте у них, что они предлагают. Продавайте им, что они хотят и могут купить. Вкладывайте деньги в развитие их активов и ресурсов, если они предлагают вам выгодные условия. Не предлагают выгодных – их проблемы, пусть хорошо подумают, как им жить без связей с соседями и инвестиций. Обанкротятся, попросятся к более эффективным и богатым соседям «под крыло»? Что ж, согласие есть непротивление сторон: если сосед лучше умеет организовывать экономическое пространство и согласится – так тому и быть. Если им действительно сообща лучше и удобнее, нет смысла мешать.
Но что-то подсказывает даже «марсианам», что «земляне» из метрополий не согласятся с предложенным вариантом. Почему? Потому что – «это наша земля!!!», – как прорычал один бывший олигарх, только что выпущенный из тюрьмы усадившим его туда тоже «владельцем земли». Одного помёта оказались «хозяева земель». Имперцы.
Вот это «наша земля!» и есть причина войн, которые разгорятся. А вовсе не правовое признание сецессий само по себе.
Хотя именно Украине было бы выгоднее признать независимость республик, пожелавших от неё отделиться, установив с ними чисто торговые отношения. Можно без любви.
Во-первых, потому что можно было бы сразу просто покупать уголь и вообще не париться темой технологической отсталости Донбасса. Это была бы проблема только самих республик. Как им выбираться из своего «19-го века». А им пришлось бы выбираться, причём самим, истошно зазывая к себе иностранных (в том числе украинских) инвесторов всяческой дешевизной. Потому что, во-вторых, Путину в этом случае не было бы никакого смысла брать их на содержание. В-третьих, потому что десять с лишком тысяч жизней не пришлось бы сжечь в этой бессмысленной, перманентной войне. А можно было просто поставить пограничные столбы и пропускные пункты, навсегда забыв про настроения несогласного с европейским выбором электората. «Нам налево, вам – направо, ну и – до свидания!»
Как спустя десятилетия складывались бы отношения Украины с отделившимся Донбассом – неизвестно. Смотря как им удалось бы развиваться. Может, Украина преуспела бы, а республики нет, так и оставшись буфером на её восточных границах. Может, они смогли бы извлечь пользу из своей независимости и самостоятельности. Трудно сказать, на что ушли бы прошедшие уже 7 лет, но представить что-то хуже, чем есть сейчас, тоже непросто.
Но нет, ничего такого быть не могло. Потому что на «нашу землю» завязана национальная самоидентификация. Не на возможности самостоятельного развития, не на перспективы построения мощной экономики и демократии, а на «нашу землю», которую хоть загрызть, но не отдать, не продать и не отпустить.
И это – проблема не Украины. А вообще «землян». Которые землю продолжат грызть насмерть под истерические вопли о её «озеленении». Надеюсь, не до окончательного своего финала, а до чего-то вроде реинкарнации.
Марина Шаповалова