1) РФ – империя. И не просто империя, а империя, реставрировавшаяся, начиная с 1993-94 гг., и особенно с 2000-х – в продолжение чаяний огромного большинства населения этой страны, ущемленного распадом СССР.
2) Весь путинский проект – это проект максимального восстановления влияния Кремля на постсоветском пространстве и вытеснения оттуда политического влияния США и Запада в целом. Именно эта политика воспринимается большинством населения РФ как политика «вставания с колен». Именно она дает ВВП и власти в целом легитимную прочность.
3) Украина в 2014 году решила радикально уйти из сферы влияния Кремля (как в 2003 г. – Грузия, но украинский кейс – изначально был гораздо чувствительнее для «имперской легитимности» Кремля внутри страны). Необходимость поддержания имперской легитимности предполагала «ответную реакцию». Она последовала, как и в случае с Грузией, – в виде взятия под контроль той части «строптивого экс-вассала», которая изначально в массе симпатизировала России и восприняла приход РФ как благотворный протекторат, а не как «оккупацию».
4) Украина в итоге окончательно превратилась в нелояльную Кремлю державу с яркой антипутинской риторикой. В этой ситуации задачей Кремля стало «наказать» строптивого экс-сателлита так, чтобы не выглядеть «имперским лохом» прежде всего в глазах собственного же «электората». И, кроме того, чтобы было ясно, что те, кто «отошел» от Украины под крыло РФ, не «прогадали». Газовый транзит через Украину очень мешал решению этих задач. Так появился «Северный поток-2». Именно как альтернатива военно-силовому способу «наказания» строптивой Украины, а заодно и поддерживающего её Запада, который в случае финансового провала Украины вынужден был бы ей усиленно помогать.
5) Но тут на СП-2 накладывают мораторий. Соответственно, актуализируются иные – силовые – модели сохранения имперской легитимности РФ. А то, что любая власть стремится сохранить легитмность любой ценой, – это аксиома. Обвинять власть в этом случае – просто зря тратить чернила и слюну.
6) Поэтому Западу достаточно просто вернуться к проекту СП-2 – и никакой войны не будет. А если возвращения не случится, то очень возможно, что последует «воссоединение» РФ с ДНР-ЛНР, а также прихват каких-то ещё кусков на Востоке Украины. Просто потому, что Кремлю для сохранения легитимности (в условиях обидной и позорной заморозки СП-2) могут потребоваться «имперские компенсации».
7) Вопрос – зачем до этого доводить? Не проще ли открыть крантик СП-2 и на этом успокоиться?
И последнее.
Главный аргумент против того, чтобы легализовать СП-2 и дать Путину гарантии, что на территории Украины не будет ядерных ракет: «Мы на хотим повторения Мюнхена 1938 года!!!»
Но это ложный аргумент.
Геополитической и историко-типологической аналогии между Путиным и Гитлером – нет.
У Путина нет идеологической задачи стать «командиром Европы». Он просто:
1) «не хочет быть лохом» и вынужденно гнать газ через нелояльную ему страну;
2) стремится взять под контроль то, что «плохо лежит», в рамках экс-советского пространства (т.е. территории, в массе тяготеющие к России либо зависящие от нее на уровне элит, как Белоруссия и Казахстан).
С Западом Кремль хочет торговать, а не воевать. Его вполне устраивает «новая холодная война» (которая помогает ему поддерживать рейтинг ВВП внутри РФ), но большая горячая война с Западом ему точно не нужна.
И все разговоры об обратном – именно нагнетание и ложь.
Даниил Коцюбинский