Чиновники уверены, что наше пиво – это ерш

Главный нарколог Минздравсоцразвития РФ Евгений Брюн в самом конце 2009 года заявил, что почти все напитки, продающиеся в стране под названием «пиво», – это вовсе не пиво, а крепкое вино. «Практически везде идет добавление спирта, так как везде идет ускоренная технология пивоварения: останавливают брожение именно спиртом», – вывел пивоваров на чистую воду чиновник. «Наше пиво − это «ерш», и в этом трагедия», – добавил он.

    Брюн не понимает, почему вино крепостью 10−12 градусов по закону относится к алкогольной продукции (со всеми ограничениями на продажу), а пиво, которое, по его мнению, имеет крепость 16−18 градусов, алкогольной продукцией не считается. “Классические технологии производства пива в России нарушаются… пива в стране производится много, но пить его нельзя. Это позор и для страны, и для нас всех”, – добавил он.

Союз российских пивоваров решил, что разобраться, “бодяжат” они пиво или нет, должен суд, предъявив соответствующий иск. Они требуют опровержения выводов Брюна, утверждая, что российское пиво соответствует ГОСТу и производится из пивоваренного солода, хмеля, хмелепродуктов, воды и т.д. методом естественного брожения. “При производстве пива не используется этиловый спирт, соответствующий объем этилового спирта образовывается в пиве в результате брожения пивного сусла. На российском рынке 98% пива имеет крепость от 0,5 до 8,6%, около 1,5% приходится на безалкогольное пиво и практически не встречается пиво с содержанием алкоголя свыше 8,6%”, говорится в заявлении Союза пивоваров.

Один из специалистов концерна Heineken заявил журналу, что “если пересчитать производство пива на чистый алкоголь, то выйдет почти столько же, сколько водки производится в стране. И если используем спирт, значит, его должно производиться почти в два раза больше. Только откуда его взять, если он учитывается весь до миллилитра? А если это не “левый спирт”, то мы должны устанавливать систему ЕГАИС, подпадать под нормы декларирования и лицензирования – кому нужно так усложнять себе жизнь? А если мы этого не делаем, значит, либо все  менеджеры пивоваренных заводов – непойманные уголовники, либо в Минздраве чего-то не понимают”. 

Претензии Брюна – только часть бурной антипивной кампании, стартовавшей летом прошлого года по требованию президента Медведева и поддерживаемой Минздравом РФ и Санэпиднадзором. Как говорят источники, близкие к пивоваренному бизнесу, производители напитка ждали подходящего случая, чтобы одним ударом доказать, что их деятельность и продукция не вредны. Если судебные экспертизы покажут, что российское пиво – вполне  доброкачественный продукт, по репутации инициаторов кампании будет нанесен удар. А проигрыш пивоваров ударит не только по их имиджу, но и по экономике Петербурга, который считается пивной столицей России. Здесь работают производственные площадки основных мировых концернов, ведущих бизнес в СНГ, – Carlsberg, Heineken, САН Инбев.

Нападки федеральных властей довольно неудачно совпали со спадом продаж пива из-за кризиса – аналитики ждут, что по итогам 2009-го российский рынок сократится примерно на 10%. По этим причинам в Петербурге во второй половине прошлого года уже было прекращено производство пива на Пивоваренном заводе им. Степана Разина (Heineken) и “Вене” (Carlsberg). Мощность каждого завода – около 2 млн декалитров в год. А годом раньше САН Инбев отказался от строительства нового завода в Петербурге.

Точных данных о том, сколько средств в городской бюджет приносят производства и продажа пива, нет – по разным данным, это от 3 до 5 миллиардов рублей. Но сокращение пивоварения ударит не только по заводам, но и по розничным сетям, в обороте которых слабоалкогольным напиткам принадлежит весомая доля.

Возможное сокращение доходов бюджета и рабочих мест, которыми грозит антипивная компания, заставляет правительство города выступить на стороне пивоваров. Официально Смольный ситуацию не комментирует, но поступки горадминистрации красноречивы: в ее недрах разработан законопроект, снова разрешающий торговлю пивом на стадионах, хотя и запрещающий ее в ларьках. Такой законопроект представил новый член Совета Федерации от администрации Петербурга Виктор Евтухов.          

 Евгений НИКИТИН

 Вехи антиалкогольной кампании-2009

Август-сентябрь. Президент РФ поручил правительству ограничить продажу слабоалкогольных напитков в таре больше 0,33 литра. Региональным властям дано право по своему усмотрению запрещать продажу алкоголя по месту и времени.

Сентябрь. Минпромторг РФ велел запретить продажу пива в киосках и на рынках, а также на объектах транспорта.

Ноябрь. Госдума РФ увеличила акцизы на пиво крепостью от 0,5 до 8,6 процента с 3 до 9 рублей на литр пива в 2009 году, до 10 рублей в 2011 году и до 12 рублей – в 2012 году.

 Статистика

По данным Carlsberg, в целом в России на пивоваренных заводах работает около 50 тысяч человек, в смежных отраслях – еще около 600 тысяч человек. В результате повышения акцизов отрасль потеряет около 65 миллиардов рублей в год, подсчитал датский концерн. По его данным, в целом из-за антипивных мер работу могут потерять от 80 до 120 тысяч россиян. Сколько безработных может прибавиться в Петербурге – точно неизвестно.

 Из заявления Союза российских пивоваров

 “Евгений Брюн позволил себе высказывания, которые продолжают демонизацию пива, перекладывают на пивоваренную отрасль ответственность за социальные проблемы, отвлекают внимание от реальных причин пьянства – низкого уровня жизни, коррупции, доступности нелегального алкоголя. Вольно или невольно такими действиями надежда на отрезвление общества сводится на нет”.