В Эрмитаже 23 февраля открылась выставка «Испанский стиль. Стекло и художественный текстиль XVI-XIX веков». Кураторы проекта – Елена Анисимова и Татьяна Косоурова позволили себе неакадемическую вольность. Понятия «испанский стиль» нет в строгой искусствоведческой науке. В данном случае, он обозначает русский взгляд на стекло и ткани, созданные на Пиренейском полуострове в XVI – XIX веках.
Оставим для фанатов ткани, нам стекло ближе. Да и рассматривать его проще.
Основная часть испанского стекла поступила в Эрмитаж после революции из Музея барона Штиглица. Ранее оно находилось в
собрание испанского коллекционера Хуан Факундо Рьяньо, который продал половину своих сокровищ Южно-Кенсингтонскому музею (ныне – Музей Виктории и Альберта, крупнейшее в мире собрание прикладного искусства). А в 1880-х годах вторую половину – Александру Половцеву. Который, по счастливой неслучайности, был зятем барона Александра Штиглица. Но Половцев был человеком прагматичным и стекло в музей не подарил, как можно было ожидать, а продал.
Выставка работает по 18 сентября.
.
Выбор «Города 812»
.
Двойной сосуд для уксуса и масла. XVIII век. Кастилия. Королевская мануфактура в Ла Гранха де Сан Ильдефонсо. Для росписи сосуда применялось чистое золото (проверено аналитиками). Работал как «непроливайка». Куда наклонишь, ту жидкость и получишь.
.
Сосуд для вина (поррон). XVIII век. Каталония.
Выполнен в технике венецианской филиграни (сетка белых нитей), которая в самой Венеции использовалась редко. Сосуд передают по кругу: надо налить себе вино в рот, не касаясь носика. Подобные предметы используются по сей день.
.
Синий кувшин. XVI-XVII века. Каталония.
Горло сосуда имеет трехлопастной слив, что позволяло слуге, не сходя с места, подливать вино нескольким пирующим. Долгое время кувшин считался работой венецианских мастеров и находился в соответствующей эрмитажной витрине. Пока в Льеже не нашли аналог.
.
Альморратха (ароматница). XVIII век. Каталония.
Настольный вариант. Существует еще вариант без ножки. Им пользовались, чтобы неожиданно оросить собеседников (сотрапезников). Розовая вода наливалась в центральное горлышко, которое затыкалось букетиком цветов.
.
Ваза с восемью ручками. XVI век. Андалусия.
Прототипом могли служить сирийские стеклянные лампы XIV века. Предмет декоративный. По совместительству отгонял злых духов.
.
Светильник настенный. Каталония. Начало XIX века.
В качестве топлива использовалось масло. Венецианская филигрань не устарела.
.
Чаша. Каталония. Первая половина XVII века.
Назначение сейчас неизвестно. То ли аквариум для золотой рыбки, то ли сосуд для очистки воды с помощью песка. Чтобы получить на поверхности художественные трещины, раскаленную чашу на доли секунды помещали в холодную воду.
.
Палочка. Каталония. XVIII век.
То ли веретено, то ли предмет для размешивания жидкого шоколада. Еще две вещи для отгадывания – два кантира. Это кувшинчики с двумя носиками. По одной из версий, они служили для обряда крещения. Стройные – для девочек, пузатые – для мальчиков.
Вадим Шувалов