Орловский тоннель поделят русские и французы

Французская компания Vinci и кипрская фирма First Quantum Partners создали консорциум «Невская концессионная компания» – он единственный подал заявку на строительство Орловского тоннеля. Online812 пытался понять – почему именно эти компании решили заняться давно откладываемым дорогим проектом.

        Компания Vinci не первый раз появляется в Петербурге. В конце 1990 – начале 2000-х она вместе с Метростроем и Impregello ликвидировала размыв между станциями “Лесная” и “Площадь Мужества”. В итоге администрация Петербурга купила у Vinci проходческий щит, который поначалу часто ломался. Говорили, что этим щитом мы сами прокопаем все нужные нам дырки и отверстия, но выяснилось, что купленный щит не подходит для пробивки подводных тоннелей. В этот раз Смольный опять говорит, что в случае успешной работы может купить новый щит у Vinci.

В 2003 году Vinci от имени Франции делала и устанавливала вызвавшую нарекания эстетов “Башню мира” на Сенной площади, и в частном порядке строила торговый центр “Радуга”. Наконец совсем недавно в Париже именно с этой компанией Министерством транспорта РФ был подписан договор на строительство платной трассы Москва –  Петербург.

Известна компания и в мире, поскольку строила аэропорт в Ницце, мост в Нормандии,  метро в Каире и Сингапуре, делала ремонт в Лувре. Еще более известен ее нынешний руководитель – Ив-Тибо де Сильги, бывший министр иностранных дел Франции, бывший еврокомиссар по финансам (он выбирал значок для евро) и до 2008 года – независимый член совета директоров российского ВТБ.

Таким образом, Vinci – компания, уверенно играющая в политико-государственные игры, и с этой точки зрения ее появление в России неудивительно.
Не чужая Петербургу и фирма First Quantum Partners – она подконтрольна депутату Госдумы Виталию Южилину. Когда-то эта фирма через свои структуры владела ОАО

“Морской порт Санкт-Петербург”, а теперь ее управляющая компания “Морской фасад” намывает земли и строит пассажирский порт на Васильевском острове.
Для экспертов появление представителей First Quantum Partners и “Морского фасада” на церемонии вскрытия конвертов по Орловскому тоннелю в Смольном 18 февраля стало большой неожиданностью.

Французы участвовали в предквалификационном отборе компаний для участия в конкурсе еще в 2007 году. Отбор тогда прошли еще три консорциума с участием западных компаний – ООО “Невский тоннель” (Strabag AG, Suri Holdings Limited, Zueblin AG, Egis Project SA); ЗАО “Буигпроект оперейтинг” (группа Bouygues) и Neva Traverse GmbH (Hochtief Construction AG, Hochtief PPP Solutions, Royal Boskalis Westminster NV). Впрочем, сейчас по каким-то причинам все они от участия в Орловском тоннеле отказались и в феврале этого года в Смольный не пришли. А вот Vinci пришла, найдя себе нового российского партнера.

По мнению ряда наблюдателей, Vinci не слишком хотела входить в альянс со структурами Виталия Южилина, но ее убедили в том, что сделать это необходимо.
Ни руководитель ООО “Управляющая компания “Морской фасад” Шафкат Кары-Ниязов, ни его заместитель Валерий Фотченков не подтверждают, но и не опровергают информацию о том, что компания First Quantum Partners будет заниматься Орловским тоннелем.

Сам Виталий Южилин на наш вопрос о своем участии в проекте сказал, что сейчас рассказывать ничего не будет. И отказался даже подтвердить, что First Quantum хочет войти в проект: “Вот когда правительство города примет решение, тогда будут и какие-то новости”.

Источник в администрации города сказал, что вовсе не факт, что First Quantum получит контроль в проекте. “Он хочет, но этого не хочет Vinci, потому что не очень пока понимает, как работать с отечественной компанией. Возможно, в конечном счете распределение долей в проекте будет 50 на 50”.

Губернатор Валентина Матвиенко заявила, что официальные итоги конкурса с одним участником будут объявлены 30 марта. А глава Комитета по инвестициям Смольного Алексей Чичканов добавил, что Орловский тоннель станет первым и частным тоннелем в Петербурге (проезд по нему будет платным), а в перспективе администрация надеется самостоятельно строить тоннели, которых надо еще много.

Между тем в неофициальных разговорах чиновники Смольного не скрывают, что это администрация попросила управляющую компанию “Морской фасад” поучаствовать в новой большой стройке. “Они успешно достраивают порт, сумели при этом не только соблюсти законы, но и не переругаться с  жителями Васильевского острова, – говорят чиновники. – В порт уже приходят лайнеры, и фактически это – единственный по-настоящему амбициозный проект, реализованный во времена правления Валентины Матвиенко”.

Таким образом, потенциальное распределение ролей в консорциуме понятно: главное достоинство французов –  опыт в строительстве тоннелей и политический вес, с помощью которого можно будет при надобности найти дешевые заемные на Западе.
Структуры Южилина полезны Смольному, поскольку имеют налаженную систему взаимоотношений с администрацией города и понимают, каким образом здесь и в Москве решаются вопросы.

Говорят, если франко-кипрский консорциум сработается, Смольный может доверить ему и другие масштабные проекты.               

Евгений НИКИТИН

Справка
Автодорожный Орловский тоннель под Невой длиной около 1,6 км соединит створ Пискаревского проспекта, Свердловскую и Смольную набережные. Пропускная способность Орловского тоннеля по шести полосам в обоих направлениях должна составить 60 тыс. машин в сутки. Сметная стоимость проекта составляет 47,7 млрд рублей, финансирование предусмотрено в равных долях концессионером – победителем конкурса, городским и федеральным бюджетами. Проектирование тоннеля будет завершено к марту 2011 года, к этому моменту планируется открытие его финансирования Инвестфондом РФ. Проходка тоннеля начнется в 2014 году, открытие намечено на 2015 год. Окупаемость проекта – 25 лет.

Кстати
По сообщению сайта “Вечерняя Москва”, в столице в феврале работали  40 щитовых горнопроходческих машин. В основном они строят подземные тоннели на Четвертом транспортном кольце. Московские власти считают, что именно подземные тоннели спасут столицу от пробок.