Летом петербуржцев по воде будут возить надувные лодки

Скользить по водной глади куда более приятно и естественно, чем по обледенелой дороге. Это вам любая водомерка скажет. Мнение водомерок учел Комитет по транспортно-транзитной политике Смольного (КТТП). В минувшую среду, 16 февраля, стартовал городской конкурс среди водных перевозчиков на право возить по воде людей аж на 4 маршрутах вместо 2, как было в прошлом году.

  Заявки на конкурс принимаются до 18 марта, а итоги подведут 7 апреля. Так что если у вас есть какое-никакое судно – дерзайте. Какое-никакое, правда, не подойдет. КТТП во главе с президентом Санкт-Петербургского парусного союза и владельцем небольшого судна Николаем Асаулом определил, что возить петербуржцев и гостей города достойны только надувные лодки типа Hitek 85 C с жестким корпусом: они не смогут ни раздуться от гордости, ни сдуться, если наткнутся на колкую критику петербуржцев, а потому сравнительно безопасны и вообще разработаны специально для того, чтоб работать водным такси. Также годятся популярные в Европе теплоходы фирмы Seacamper c маленькой осадкой, которые не могут сесть на мель в мелководном Финском заливе (один из маршрутов идет до Кронштадта). Для разнообразия и чтоб традиции поддержать, эту иностранную компанию разбавили традиционные “Метеоры”.

Такие условия – решительный шаг вперед в городской системе тендеров на различные госзаказы и субсидии. Если при проведении конкурсов на сухопутные перевозки автобусами и маршрутками оговариваются только технические параметры, то конкурс на водные перевозки-2010 – пожалуй, первый случай, когда называются марки. Таким образом, Комитет по транспортно-транзитной политике наконец-то перешел к поддержке конкретных производителей. Наверное, следующим шагом на пути эволюции городских конкурсов, будет такой: участвовать могут фирмы с названиями… И называется одно название.

Пока все неоправданно усложнено – в городе 20 судоходных компаний плюс масса ИЧП и т.п. По условиям в нынешнем конкурсе  участвовать могут все, хоть физлица, зарегистрированные как ЧП, у кого есть вышеописанные суда, а также лицензия на водные перевозки, справка об отсутствии долгов по налогам и квалифицированный персонал. Еще одно принципиальное условие – суда должны вмешать не менее 12 человек и быть не старше 2009 года выпуска. Представляю, какой шум подняли бы владельцы маршруток, поставь город им такие условия. Судовладельцы пока молчат, как по этому поводу, так и по другому – все вышеописанные суда довольно дорогие – теплоход Seacamper, например, стоит около 3,5 млн руб. Так что мелкая шушера на конкурс не пролезет, что тоже повышает безопасность перевозок.

Но самый весомый вклад в безопасность внесет, конечно, система регулировки движения на воде с помощью светофоров, указателей, расписаний движения и причаливания и т.п., которую начнет внедрять санкт-петербургское госучреждение “Управление водного транспорта” во главе с Ольгой Каргиной, до недавних пор возглавлявшей судоходную компанию “Русские круизы”. Помимо всего прочего ГУ “Управление водного транспорта” будет осуществлять так называемую диспетчеризацию – то есть решать, какому судну и когда рационально приставать к тому или иному причалу, а  какому нет, чтобы не было пробок на воде, чтоб снизить аварийность, столь возросшую в последние годы. Как только это управление появилось в декабре 2009 года, все прочие перевозчики взбунтовались, решив, что уже в следующем сезоне, весна-лето-осень 2010 года, движение будет регулироваться так, что к городским причалам смогут приставать только суда компании “Русские круизы”.

Итоги конкурса на водные перевозки-2010 покажут, имело ли это странное предположение, хоть какую-то основу под собой и будет ли та же цель достигнута другими средствами. В прошлые сезоны, 2008 и 2009, компания “Русские круизы” выигрывала тендер на осуществление именно пассажирских, а не туристических перевозок (отличие в том, что на пассажирские город субсидии дает, также как на автобусах) по маршруту “Петербург (пристань у Финляндского вокзала) – Кронштадт”.  Но то была еще не настоящая борьба за монополию на рынке водных перевозок, а только разминка.

Нынешняя попытка внедрить городской водный транспорт уже третья. Но в 2008 году все было просто не серьезно. В 2009-м,  кроме Кронштадтского, работало только еще два маршрута – от ЦПКиО в центр города, и по Фонтанке, уже носящие кое-какие признаки регулярного сообщений – на Фонтанке было аж 13 остановок. Однако если в Кронштадт ездили, чтоб доехать, то по Фонтанке – чтоб покататься, очевидно поэтому один из самых живописных маршрутов (мимо Летнего сада) упразднили – нечего баловаться, на то есть туристические суденышки по совсем другим ценам, город намерен спонсировать только пассажирские маршруты.

В этом году маршрутов будет больше – 4, цены уже утверждены. Среди них давно знакомые – “Арсенальная набережная (тот же Финляндский вокзал) – Кронштадт” (45 мин., 96 руб.), “Кронштадт – Ломоносов”, компенсирующая разрыв на КАД (7 км, 15 мин., 39 руб.). Но и два принципиально новых, уже не с двумя-тремя остановками, а с  таким количеством, что похоже на водный автобус – кольцевой маршрут Арсенальная набережная (Финляндский вокзал) – река Карповка – метро “Черная речка” – Елагин остров – Арсенальная набережная (24,7 км, 40 мин., 50 руб., 13 остановок) и “Ленэкспо – пл. Ал. Невского” (32,3 км, 70 мин., 50 руб., 19 остановок).

Как видно, маршруты сугубо практические с ярко выраженной социальной направленностью – отработал на заводе Toyota смену, доехал до Финбана на электричке, оттуда – до Елагина, совершил вечерний моцион и обратно. Маршрут по Неве от “Ленэкспо” до Александро-Невской лавры рискует скатиться в развлекаловку: неоправданно красивы промышленные набережные Невы, но можно будет заколотить иллюминаторы в салонах, закрыть выход на палубу и тоже претендовать на социальную направленность. Тем более что расходы на реализацию проекта развития регулярных пассажирских перевозок по воде в бюджете-2010 запланированы смехотворные – 105 млн руб. (т. е. около 20 руб. с каждого жителя Петербурга) – строительство остановок-понтонов, закупка новых судов и пр. Наверное, стоит раз в году заплатить эти 20 бюджетных руб. на душу, чтобы как минимум четыре месяца  – с середины-конца мая по начало октября представлять, что ты в Венеции.