Писатели по стандарту

В Минцифре перечитали «Москву 2042» Владимира Войновича

В ходе начавшейся подготовки к 2042 году Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ разрабатывает стандарты профессии «писатель». Приказ об этом ведомство опубликовало на официальном сайте.

Его целью указывается «проработка вопросов, связанных с разработкой профессионального стандарта профессии (специальности) «писатель» и нормативного закрепления писательской деятельности как профессиональной в соответствии с законодательством Российской Федерации». Что конкретно стоит за формулировкой, не расшифровывается. Документ был обнародован 12 апреля.

Уже создана рабочая группа, которая будет заниматься этим вопросом. Ее руководителем назначен ректор Литинститута Алексей Варламов. Заместителями руководителя рабочей группы стали заместители директора департамента государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии Минцифры Юрий Пуля и Михаил Арзаманов.

.

Великий Войнович предвидел и это:

«По дороге Смерчев рассказал мне, что вся работа Союза Коммунистических писателей по личному указанию Гениалиссимуса и в соответствии с постановлением ЦК КПГБ «О перестройке художественных организаций и усилении творческой дисциплины» самым решительным образом реорганизована. Раньше писатели работали у себя дома, что противоречило общим принципам коммунистической системы и унижало самих писателей, ставя их в положение каких-то оторванных от народа надомников. Это, кроме всего, вызывало справедливые нарекания со стороны остальной трудящейся массы, которая должна была трудиться в колхозах, на заводах, фабриках и в учреждениях. Пользуясь своим исключительным по сравнению со всеми другими положением, писатели приступали к работе, когда им заблагорассудится. Некоторые сознательные писатели честно трудились полный рабочий день, но другие устанавливали для себя продолжительность рабочего дня произвольно, по своему собственному усмотрению. Комиссия, разбиравшая деятельность Союза, обнаружила вопиющие злоупотребления, заключавшиеся в том, что некоторые литераторы буквально годами ничего не писали.

<…> Теперь писатели приравнены к другим категориям комслужащих. Они теперь так же, как все, к 9 часам являются на работу, вешают номерки и садятся за стол. С часу до двух у них обеденный перерыв, в шесть часов конец работы, после чего они могут отдыхать с чувством выполненного долга.

<…> Тут же он мне рассказал кое-что о структуре Союза коммунистических писателей. Он состоит из двух Главных управлений, которые в свою очередь делятся на объединения поэтов, прозаиков и драматургов.

— А в каком объединении находятся критики?— спросил я.

— Нив каком,— сказал Смерчев.— Критикой у нас занимается

непосредственно служба БЕЗО.

  • Давид Плаксин. Иллюстрации к роману «Москва 2042»

.

<…> Я задал ему ряд второстепенных вопросов, например, какие сейчас жанры более в моде: проза? стихи? пьесы?

— Все, все без исключения жанры,— сказал Смерчев.— Модных или немодных жанров у нас нет. В каком жанре умеешь, в таком и пиши про нашего славного, нашего любимого, нашего дорогого всем Гениалиссимуса.

— Извините,— перебил я.— Кажется, я чего-то не понял.

Неужели все без исключения писатели должны писать непременно о Гениал иссимусе?

— Что значит должны?— возразил Смерчев.— Они ничего не должны. Они пользуются полной свободой творчества. Но они сами так решили и теперь создают небывалый в истории, грандиозный по масштабу коллективный труд — многотомное собрание сочинений под общим названием “Гениалиссимусиана». Этот труд должен отразить каждое мгновение жизни Гениалиссимуса, полностью раскрыть все его мысли, идеи и действия.

— А разве у вас нет писателей детских или юношеских?

— Ну конечно же есть. Детские писатели описывают детские

годы Гениалиссимуса, юношеские — юношеские, а взрослые

описывают период зрелости. Разве это непонятно?

.

<…> Машина остановилась перед каким-то зданием, по-моему, это был сильно перестроенный бывший Дом литераторов.

Теперь там была другая вывеска:

ОРДЕНА ЛЕНИНА ГВАРДЕЙСКИЙ СОЮЗ КОММУНИСТИЧЕСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ БЕЗБУМАЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (БЕЗБУМЛИТ)

На мой вопрос, что такое безбумажная литература, Смерчев с улыбкой ответил, что это литература, которая пишется без бумаги.

.

<…> Все они сидели попарно за партами и барабанили пальцами по каким-то клавишам. А перед ними за отдельным столом сидел военный в полной форме с погонами подполковника. При нашем появлении подполковник сначала как-то растерялся, а потом заорал не своим голосом:

— Встать! Смирно!

<…> Писатели-разработчики подразделения безбумажной литературы заняты разработкой темы коммунистического труда. Работа идет строго по графику. Опоздавших, отсутствующих и больных не имеется. Подполковник Сучкин.

— Вольно! Вольно!— скомандовал я и помахал всем руками, чтобы сели.

Под дружный треск клавишей подполковник мне рассказал, что его отряд состоит из начинающих писателей или, как их еще называют, подписателей или подкомписов. Сам он является их руководителем, и его должность называется писатель-наставник.

.

<…> Кое-что я действительно сочинял на компьютере, но у меня был не такой компьютер, у меня был с экраном, на котором я видел то, что пишу, и кроме того у меня было печатное устройство, на котором я написанное тут же отпечатывал.

— Вот видите!— радостно сказал подполковник.— Ваше древнее устройство было слишком громоздко. А у нас, как видите, никаких экранов, никаких печатных устройств, ничего лишнего.

— Это действительно интересно,— сказал я,— но я не понимаю, как же ваши сержанты пишут, как они видят написанное?

— А они никак не видят,— сказал подполковник.— В этом нет никакой потребности.

— Как же нет потребности?— удивился я.— Как же это можно писать и не видеть того, что пишешь?

— А зачем это видеть?— в свою очередь удивился подполковник. — Для этого существует общий компьютер, который собирает все материалы, сопоставляет, анализирует и из всего написанного выбирает самые художественные, самые вдохновенные и самые безукоризненные в идейном отношении слова и выражения и перерабатывает их в единый высокохудожественный и идейно выдержанный текст».