Многие почему-то восприняли нынешнее политически напряженное время как чрезвычайно удобное для увольнений, исключений, сведения счетов и тому подобных процедур, в обычное время весьма затруднительных.
Скажем, в Российской национальной библиотеке устроили погром в Отделе культурных программ, искусственно создали обстановку, невозможную для работы, в результате чего уволилась заведующая отделом и еще восемь сотрудников. Причем фиктивные претензии материального характера подкрепили абсурдными политическими обвинениями, поводом для которых стал… портрет Юрия Михайловича Лотмана. Об этом скандальном случае, происшедшем 25 марта 2022 г., потом две недели бесперебойно сообщали СМИ, удивляясь мракобесию руководства РНБ, претендующего на звание культурного учреждения.
Но если в РНБ обвинения политического характера хотя бы как-то были сформулированы, пусть абсурдно и косноязычно, то история, недавно произошедшая в Санкт-Петербургском Союзе художников, отличается тем, что из творческого союза исключили художника, даже не потрудившись сформулировать причину. Видимо, постеснялись.
Речь идет о художнике Алексее Кирьянове. Из документов (см. Приложение) видно, что сначала дело Кирьянова Алексея Федоровича рассматривалось на заседании бюро секции живописи 1 марта 2022 г. (Приложение, л. 2). И 22 члена единогласно (!) постановили, что на основании подпункта 7 пункта 5.9 Устава Региональной творческой общественной организации «Санкт-Петербургский Союз художников» и в соответствии с пунктами 5.10 и 5.14 надо вынести вопрос об исключении Кирьянова на заседание правления РТОО «СПб СХ».
Судя по этой записи в протоколе, имеется в виду, что сначала 22 члена «слушали» недостоверную информацию о художнике, нарушающем Устав, т.е. недостоверную информацию о Кирьянове, после чего вменили ему в вину совершение действий, заведомо направленных на причинение вреда Союзу художников, т. е. создание этой недостоверной информации. Иными словами, появилась недостоверная информация о Кирьянове, была она распространена публично или нет – неизвестно, но по содержанию была направлена на причинение вреда СХ, а виновным в создании этой информации о Кирьянове (даже не распространении!) посчитали самого Кирьянова. За что и предложили исключить.
Звучит как заведомый бред, как говорится, непонятно, «кто на ком стоял», причем указано лишь юридическое основание для исключения – подпункт 7 пункта 5.9, но конкретная причина – что это за информация, в чем ее недостоверность и почему Кирьянов виновен в создании недостоверной информации о самом себе – все это не описано, как должно быть в таком важном документе, как протокол заседания об исключении.
Следующий документ – выписка из протокола заседания правления СХ (Приложение, л. 1, 3). Заслушали решение бюро секции живописи, нисколько не удивились его абсурдному лаконизму, не поинтересовались «кто на ком стоял», какую недостоверную информацию о Кирьянове создал Кирьянов и какой вред СХ они причинила, после чего проголосовали.
За исключение 19, против и воздержались – 14, всего 33, хотя согласно протоколу на заседании присутствовало 35 человек. Куда смылись двое, выписка из протокола не поясняет.
Но что любопытно: правление даже не поинтересовалось причиной, по которой бюро секции живописи вдруг решило исключить Кирьянова. Уж не потому ли, что заказ на исключение исходил именно от правления СХ?
Понятно, что такие документы, которые получил от Союза Алексей Кирьянов, открывают отличную судебную перспективу, и грех такой возможностью не воспользоваться.
Как я думаю, главной причиной для исключения и главная причина фигуры умолчания стала активная гражданская позиция А.Кирьянова, его критика правления Союза художников. В 2018 – 2019 гг. Кирьянов стал инициатором создания группы соцсети «Спасем Союз художников Питера» – это была его «частная стенгазета», как Алексей выразился. Результатом же стала, как можно предположить, неприязнь СХ-начальства к художнику Кирьянову. Оснований для подачи судебного иска к нему не было, вопрос решили административным способом.
- Борцы за СХ. Алексей Кирьянов – в центре
Для «Истории лошади» Юрий Ряшенцев написал «Песню табуна»:
Мы – табун, все в нас едино: отвращенье, обожанье.
Тот чужой, кто в час забавы не подхватит наше ржанье.
Мы таких своим копытом бьем с утра и до темна.
Будешь странным – будешь битым по закону табуна!
«Закон табуна» – это как раз про Кирьянова.
В ноябре 2022 г. в Союзе художников грядет отчетно-перевыборное собрание с возможностью перевыборов на новый четырехгодичный срок, и в этот ответственный период вряд ли нужны «возмутители спокойствия» и критики работы правления СХ. Отсюда, думаю, и зачистка пространства СХ. Народу по статусу положено безмолвствовать, а правильные вопросы на собрании по поводу четырехлетней деятельности правления могут смутить некрепкие умы, и тогда неизвестно, чем закончатся выборы и как все повернется… Никакой политической подоплеки в «деле Кирьянова» нет, полиция его не задерживала, у «органов» претензий к нему не было и нет. Здесь другое. Но, конечно, написать в протоколах подлинные причины невозможно, отсюда красноречивые пустоты в протоколах и удары копытом по «чужому».
И обратите внимание на даты.
24 февраля 2022 г. началась специальная военная операция.
25 февраля был искусственно раздут псевдополитический скандал в РНБ.
1 марта бюро секции живописи решило просить правление исключить Кирьянова из Союза художников, даже не объяснив причины.
Известного сорта публика зашевелилась сразу и везде, решив воспользоваться общеполитической ситуацией.
Михаил Золотоносов
На фото: Алексей Кирьянов и Олег Целков
Приложение
- Чтобы открыть полный комплект документов, кликните на выписку из протокола