Значит, перед Европой стоит проблема: надо спрыгнуть с газовой иглы Путина. И при этом не оставить без энергоснабжения население и промышленность. Наиболее остро проблема стоит для Германии.
Скажу сразу: в таком виде и в сложившейся уже ситуации задача не имеет решений. В близкой перспективе – скажем, в течение двух лет минимум. Газ для теплоэлектростанций в условиях победившей здравый смысл «зелёной энергетики» – абсолютно необходимый балансир энерговыработки. Надо искать замену «путинскому» газу и создавать под него логистику. Например, строить всю инфраструктуру под сжиженный газ из США. Мало того, что это требует времени, но – вы удивитесь! – энергетических мощностей тоже.
Следовательно, пока придётся платить Путину по миллиарду в день, мол – подожди, мы сейчас всё тут устроим, чтобы с твоей газовой иглы спрыгнуть, а потом уж как дадим тебе больно! Ну понятно, что он же войдёт в их положение, поди, и скидку даст.
Никто их на эту иглу не подсадил бы, но они – сами, сами! Расстарались спасать планету от исправно работавших АЭС. Её же загаживая ядовитым производством аккумуляторов, солнечных панелей и гомерических ветряков. Пусть дети и внуки потом локти кусают от последствий этакого «экологического прогресса», а нам пока самим есть что оплакивать. Сейчас непосредственно.
И это не путинский бюджет. Потому что его доходы от продажи нефти всегда в 4-5 раз выше газовых. Правда, при резко выросших ценах на газ разница сократилась и, наверно, ещё какое-то время газовые доходы будут догонять нефтяные. Притом, общие нефтегазовые поступления в этом году растут и, вероятно, по итогу будут на треть больше, чем в прошлом. Продаст Путин меньше, а денег получит больше. Такая вот санкционная арифметика.
Нет, я не буду никого спрашивать, чем европейские лидеры думали, загоняя себя в тупик дорогостоящего «зелёного» идиотизма. Никто мне не ответит, хотя и так ясно, что не головой. Я задам другой вопрос: почему этот газ – путинский? Почему торговля этим газом приносит доходы, позволяющие играть в танчики? Ой, а я знаю ответ! Потому что торгует газом и нефтью государство. Что всем кажется естественным, а на деле это не так. Надо объяснять, почему это так?
Если надо, то смотрите: государство – не участник свободного рынка, оно всегда получает прибыли, не неся никаких издержек. Государственные инвестиции это – перераспределение изъятых у производителей денег. Из налогов они взяты или «напечатаны» – это всего лишь разные способы изъятия. Государство, делая капвложения, ничем не рискует, потому что любые убытки тоже покроет из бюджета. Зато доходы всегда полностью присвоит.
Отличный «бизнес», правда? Без рисков, без затрат – на чужие деньги всегда получать только прибыль. Деньги, то есть, всегда текут в карман сами. Если карман – государственный. Правда, неплохо владеть таким карманом? А тут в него сотни миллиардов текут сами собой, стоит только объявить богатые ресурсами недра «общенародной» (читай – государственной) собственностью. На что их тратить, когда они в иностранных валютах, а своим гражданам ты рубли раздаёшь? Логично же – на оружие! При таком-то богатстве, чтоб не зарились. Чтоб боялись и уважали. Нет, чтобы так уважали, как ты требуешь! Чтобы видели, что твои основания требовать не позволяют отказаться!..
Вывод первый, наиболее очевидный: государство – слишком опасная штука, чтобы позволять кому-то им постоянно пользоваться. Все это понимают, но устранить опасность полностью никому не удаётся: государствами всегда и везде пользуются приблизительно одни и те же круги так называемых политических элит с примкнувшими к ним чуть более широкими кругами, тоже всячески паразитирующими на госбюджете. И то хорошо, если круги достаточно широки – в них каждый заинтересован не дать другим бесконтрольно откусить кусок побольше.
В нашем случае государство персонифицировано в одной фигуре, на которой замкнуты интересы очень узкого окружения. Контроля – ноль вообще. И никаких препятствий запросу на всемирное уважение.
Вывод второй, менее очевидный: государственной собственности не должно быть вообще. Только частная. Где на каждом собственнике всегда – и риски, и издержки, и убытки. Но и прибыль вся – его. А государственный бюджет – только из тех налогов, которые собственники согласны платить за госуслуги. Скромненький. Впритык! Чтобы только на покрытие необходимых услуг, и чтобы не разгуляться.
Вы спросите: а как же с недрами? Из которых льётся то, что никто не произвёл, а просто природа подарила? Вот за природные подарки, да, надо расплачиваться отдельно. Не за разведку, разработку и добычу – это частный риск и вложения, а только за «природную дармовщинку». Возвращать народу установленную ренту, но желательно – целевым образом. А не в общий котёл. Чтобы ни у кого не возникало соблазна «широко гулять» на лишние деньги, выставляя напоказ свои большие ядерные причиндалы. Тем более – применять их.
Что важно: при таком порядке никому не пришлось бы спрыгивать с газовой иглы!
Даже при желании позаниматься «зелёной энергетикой» до полного банкротства.
Марина Шаповалова
На заставке: работы Васи Ложкина