В Русском музее завершилась реставрация картины Ивана Айвазовского «Петр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим». Она была создана в 1846 году, поступила в Музей в 1929-м из Мраморного дворца. Прежде картина серьезно не реставрировалась.
Ольга Кленова, ведущий художник-реставратор ГРМ и Марат Дашкин, заведующий отделом реставрации масляной живописи, за пять месяцев провели полный комплекс работ. Авторский холст усилен дублированием, заменен подрамник, стабилизированы кракелюры, удалены поздние записи и слои лака, потерявшие прозрачность.
В левом верхнем углу картины холст был поврежден так, что не было возможности его соединить. Его аккуратно заполнили кусочком авторского холста, взятого с края, который прежде был натянут за подрамник.
В ходе реставрации было установлено, что при создании картины, изображающей сцену на море, Айвазовский не пользовался синей краской. Он применял белила, сажу, «жженую кость», умбру и киноварь.
На обратной стороне хоста в правом нижнем углу, был найден инициал «К». Еще два похожих – на рейках подрамника.
Как считает Григорий Голдовский, заведующий Отделом живописи XVIII — I половины XIX века Русского музея, это «ссылка» на великого князя Константина Николаевича, генерал-адмирала, командующего русским флотом, покровителя Айвазовского. Ему принадлежал Мраморный дворец. Голдовский также напомнил, что эскиз к картине того же 1846 года хранится в Национальном художественном музее Республики Беларусь (Минск). А еще один вариант – в частном западном собрании. Причем последний датируется 1899 годом. То есть, сюжет «Петр I на Красной Горке» занимал Айвазовского более полувека. Можно сказать, до последних дней жизни.
В 1926 году поздняя картина находилась в Государственном музейном фонде. Вероятно, в начале тридцатых годов попала на печально известные распродажи. Лет тридцать назад она всплыла на аукционе как картина Хансена. Художников с таким именем было несколько. Когда выяснилось, что это Айвазовский, владелец в сто раз увеличил цену. Русский музей не смог ее приобрести.
Публика увидит отреставрированную картину 1846 года на выставке «И мореплаватель, и плотник. Петр Великий в русской художественной культуре XVIII-XIX веков». Она откроется 8 июня в Михайловском замке.
В «Походном журнале» 1710 года записано, что галеры и провиантские суда, направлявшиеся весной к осажденному русскими полками Выборгу, «1 мая ночевали на якоре возле Красной Горки», где Петр, управляя яхтой «Лизетта», нашел укрытие ото льдов. Вскоре «великое несчастье случилось, провиантские суда и галеры едва не все отнесло льдом в большое море гораздо далеко».
Айвазовский изобразил эпизод, когда Петр, спасая свой флот, разжигает на берегу костер, служащий маяком. Через неделю флот смог доставить провиант к Выборгу, а 10 мая началась выгрузка вооружений и войск в Выборгском заливе. Вскоре Выборг сдался. В том же году на берегу Финского залива начали устанавливать маяки.
Вадим Шувалов