Еще о «хороших русских» и «плохих европейцах», вскормивших ВПК и армию Путина своими налогами. Нет, я как раз не ищу «коллективно виноватых» и прошу этим не заниматься (хотите найти «налогово-виновных» – смотритесь в зеркало, это делал каждый, оплачивая НДС при покупке пакета молока).
А защищать сбежавших из России не было бы нужды, если бы соблюдался важнейший правовой принцип – презумпция невиновности. Не позволяет она обвинять и поражать в правах ни по классовой принадлежности, ни по этническому самоопределению, ни по паспорту.
«Еврейский корабль»*, ни одним государством не принятый и возвращённый Гитлеру на истребление, обычно вспоминают как отправную точку признания права еврейского народа на своё государство. Но не вспоминают, что эти евреи были немцами. По паспорту. Именно так мы и сегодня понимаем «nationality». И «как немцев» их и сегодня вернули бы. Вышвырнули бы из любого (к счастью для евреев – кроме Израиля) государства, где они надеялись бы найти убежище. Потому что виза кончилась, срок пребывания превышен, паспорт не продлён, а консульства и посольства закрыты.
Хотя в Декларации прав человека, принятой после Второй Мировой, сказано, что все люди рождаются равно свободными. А не собственностью того государства, к которому приписаны по рождению. Все имеют право на свободу передвижения и выбор места жительства.
А так ли это на самом деле? И кто же людей этих прав – безусловных, по утверждению подписанной всеми государствами Декларации – лишает?
И не надо легкомысленно надеяться, что дискриминация касается только «их», потому что «они – такие», а вас не коснётся, потому что вы другие по всем признакам. Дискриминация или есть, или нет, а критерии отбора подлежащих дискриминации легко (часто – неожиданно легко!) меняются.
Марина Шаповалова
* «Сент-Луис» (фото на заставке)— судно, котором 930 еврейских беженцев отправились в 1939 году из Германии на Кубу. Однако власти Кубы, США и Канады отказались их принять. Теплоход вернулся в Европу.