Посмотрите на этот мундир середины XVIII века. Вроде бы ничего особенного: сукно, золотный галун, серебряная бить, канитель, пряденые нити, муар. Но музейщики уважительно называют эту одежду «Мундир подпоручика Лейб-гвардии Семеновского полка с чрезплечной Андреевской лентой». Он принадлежал Александру Талызину.
28 июня 1762 года, великая княгиня Екатерина одела этот мундир, села на белого коня по кличке Бриллиант и поскакала в Петергоф свергать Петра III, своего законного мужа. Но добралась только до Троице-Сергиевой пустыни, где верные люди известили ее, что благоверный сам отрекся от престола.
Вскоре после этих радостных для императрицы событий датский художник Вигилиус Эриксен создал парадный конный портрет Екатерины в талызинском мундире во время триумфального возвращения в Петербург. Живописец хорошо зарекомендовал себя портретами Елизаветы Петровны, поэтому получил важный заказ.
Эриксен провел в России 15 лет, изображая Екатерину, ее фаворитов, приближенных, наследника Павла, лютеранского священника Антона Фридриха Бюшинга. А также царскосельскую крестьянку, Надежду Матвееву, который было тогда, якобы 120 лет. Во что мало кто верил в 1771 году. Тем более, сейчас.
В том же году преуспевавший Эриксен неожиданно распродал свое петербургское имущество и вскоре навсегда покинул Россию. Причины отъезда не выяснены по сей день. Портреты, созданные художником в России, можно увидеть на выставке в Николаевском зале Эрмитажа. Она работает по 4 сентября.
В.Ш.