В прокат выходит «Алиса в Cтране чудес» Тима Бертона – очень красиво сделанная трехмерная фантазия на тему книг Кэрролла, в которой, увы, зелюки не хрюкатают.
«Алиса, это Тим Бертон. Тим Бертон, это Алиса». Во время съемок нового фильма Тима Бертона такая шутка обязательно должна была родиться в коридорах студии Disney. Киноманы и прочие безумцы разделились на два лагеря: одни говорили, что шедевра в сложившихся обстоятельствах не миновать, другие уверяли, что, наоборот, слишком уж хорошо все складывается, чтобы результат оправдал ожидания.
Режиссер, в свою очередь, честно попытался удивить публику, взявшись не буквально экранизировать сказку Кэрролла, но сделать продолжение “по мотивам”.
Итак, мама везет 19-летнюю Алису Кингсли на раут. В связи с тем, что отец барышни скончался некоторое время назад, с доходами в семье неважно. Собственно, бал должен помочь женщинам выйти из кризиса – Алисе собирается сделать предложение страдающий запорами юный рыжий лорд из дружественного семейства. Алиса пока не в курсе, но смутные догадки заставляют бледнеть еще сильнее. В критический момент, когда пора уже выдавить скорбное “я согласна”, в кустах появляется смутно знакомый кролик с брегетом, за которым Алиса ныряет под древесные корни, повинуясь скорее рефлексам, чем детским воспоминаниям.
По ту сторону норы выясняется, что в Стране чудес случился переворот: власть захвачена Красной королевой, ее Белая сестрица свергнута, Шляпник с Чеширом и Зайцем клянут режим за чашкой чая…
Но близится Бравный день, когда кровавая ведьма и ее Бармаглот будут повержены. Дело за малым – нужен Бравный воин, которым и должна стать Алиса. Проблема лишь в том, что свалившаяся особа, во-первых, никого и ничего не помнит, а во-вторых, кажется, какая-то другая Алиса, что ставит странно-чудесное благополучие под угрозу.
Смотреть все это, конечно, гораздо лучше в 3D.
Даже после аватаровых красот от падения в кроличью нору перехватывает дыхание – американские горки еще никогда не были такими безопасными. Вообще, все, что касается визуальных красот, исполнено на высочайшем уровне и полностью соответствует ожиданиям. Бертон действительно заново вырисовывает кэрролловских героев с таким рвением и любовью, которую невозможно подделать. Сомнений в том, что этот проект для него дороже многих, не возникает. Кажется, что идеальным приложением режиссерской фантазии было бы издание книги с трехмерными иллюстрациями. Жаль, что таких еще не придумали, и сценарий пришлось доверить Линде Вулвертон, подарившей миру “Мулана” и “Короля Льва”.
В результате поменялись не просто характеры персонажей, перевернулся сам принцип Страны чудес.
Ведь что отличало эту сказку от, скажем, “Хроник Нарнии”? Правильно, Алиса бродила по миру своих собственных фантазий, а не оказывалась в чуждой вселенной. Несмотря на всю чудесатость, Страна чудес всегда оставалась под контролем алисиного подсознания. Не говоря уж о том, что именно это родство с галлюцинациями согревало душу взрослым читателям. Тим Бертон говорит, что ему хотелось сделать Алису более деятельной героиней, а не наблюдательницей, как в оригинале.
Но именно это и противоречит самой идее Страны чудес, которая, как и полагается сну (или видению), менялась каждую секунду.
Застыв, она утратила львиную долю своего сумасшествия и, как следствие, обаяния. Безумие почти всех персонажей приобрело клинические очертания: Мартовский заяц – параноик, у Красной королевы – мания величия, Гусеница – наркоман. Внешне тот же Шляпник остался таким же волшебным, но сквозь грим все отчетливее проступает Джонни Депп. Если честно, даже так все это лучше и объемнее любой Нарнии, дети будут визжать от восторга, да и взрослым любителям аттракционов тут есть на что посмотреть.
Жаль только, что в этой стране уже нет повода сказать сакраментальное “все страньше и страньше”.
Тим Бертон и его верный кролик поспешили, обознались, перепутали или просто забыли, как выглядит настоящая Алиса. Справились, впрочем, и так – Бравный день миновал, но ведь не в победе над Бармаглотом соль, не затем Стране чудес нужна Алиса, в конце концов. Просто без нее здесь чего-то не хватает – чего-то вроде жизни, наверное.
Но где-то есть та, настоящая Алиса, которая, как и раньше, твердит про себя:
“Все равно я ужасно скучаю!
Сэр! Возьмите Алису с собой”.