По данным рекрутинговых агентств, в Петербурге остро не хватает токарей, наладчиков, швей и механиков. Зато экономистов, юристов и прочих «офисников» — переизбыток. Почему современная молодежь не слишком жалует профессионально-техническое образование? И что сегодня происходит в профтехучилищах?
9000 молодых рабочих в год
Строго говоря, сегодня в Петербурге ПТУ нет. В 1997 году эти заведения были выведены из федерального подчинения, переданы городу и переименованы в учреждения начального профессионального образования (УНПО). Но суть их от этого не изменилась.
Несколько десятков лет назад, в советские времена, профессия рабочего была очень востребована и считалась даже почетной. Строители и штукатуры пользовались различными благами и льготами, а попасть в повара — особенно в модный ресторан — было мечтой не одной сотни горожан. К началу 1980-х годов в Петербурге насчитывалось 193 училища, в которых по 300 специальностям обучались более 120 тысяч будущих рабочих. С распадом СССР популярность профтехучилищ резко пошла на убыль. В 2002 году в Питере их было уже только 91. Вдвое сократилось и количество профессий. Сегодня, по данным комитета по образованию, в Петербурге осталось лишь 38 учреждений начального профобразования, они ежегодно “выдают” на рынок труда около 9000 молодых специалистов разных профилей.
Наиболее востребованны сейчас, по данным комитета по образованию, рабочие в строительной и судостроительной промышленности (наладчики, станочники, фрезеровщики). Бум переживает и туриндустрия, а значит, нужны гиды, горничные, сотрудники отелей. Пользуются спросом автомеханики, пожарные, реставраторы… Но наибольший кадровый голод испытывают авиационная, табачная промышленность и электроэнергетика.
Станочник с высшим образованием
Столкнувшись с острой нехваткой рабочих рук, государство наконец начало поворачиваться лицом к ПТУ. С этого года все их учебные планы должны быть согласованы с потенциальными работодателями. Последние подают в комитет по образованию заявки на три года вперед — это средний срок подготовки специалистов. Взамен чиновники заключают с работодателями договоры о последующем трудоустройстве выпускников ПТУ. То есть им, как и в прежние советские времена, гарантировано распределение. Но, несмотря на столь вроде бы радужные условия, выпускники питерских школ не спешат выстраиваться в очередь на обучение рабочим специальностям. Как выяснилось, тому есть несколько причин. Одна из них, по мнению чиновников, — нехватка информации.
— Многие ребята полагают, что рабочий — это профессия грязная, и, к примеру, у станочника руки всегда в смоле, — объясняет начальник отдела начального и среднего профессионального образования комитета по образованию Галина Висящева, — а ведь технологии не стоят на месте. Сегодня во многих цехах специалисты стоят у станков с цифровым оборудованием. И подготовка у них соответствующая, ведь такой профессионал должен не просто, к примеру, выточить деталь на станке, а еще и, по сути, написать программу для изготовления этой детали. Грязную работу машина сделает сама.
Ни денег, ни базы, ни военной кафедры
По рассказам бывших преподавателей, огромную роль в крахе ПТУ сыграла нехватка финансирования. Пару десятков лет назад на их развитие выделялись немалые средства. Нередко предприятия-кураторы сами закупали для своих ПТУ новые станки, не жалели денег на доплаты и премии мастерам, готовящим будущих специалистов. Сегодня этого нет. Мастера получают даже меньше, чем школьные учителя. Производственная база во многих ПТУ давно не обновлялась, а отношения “мастер — ученик” практически полностью разрушены.
— Раньше мастера были заинтересованы в хороших знаниях своих учеников, в том числе и материально, — рассказывает одна из экс-сотрудниц этой сферы образования, — поскольку во время практики студентов мастера получали часть их заработка.
Третьей причиной, по которой профобразование не пользуется спросом среди школьников, специалисты называют службу в армии. Как это ни цинично звучит, но в советское время особой популярностью пользовались технические училища, имеющие военные кафедры. Многие вчерашние школьники шли туда, чтобы получить звание младшего лейтенанта и избежать призыва. Но не было худа без добра. Большая часть из этих желающих “откосить” становились нормальными специалистами, нужными стране. Сегодня в УНПО военных кафедр нет.
Сколько стоят рабочие руки?
Вопреки сложившемуся мнению, выпускники ПТУ получают сегодня вполне прилично. Найти работу с окладом 25–35 тысяч рублей для хорошего рабочего в Петербурге не составляет труда. По-настоящему же ценный кадр может получать и 60–70 тысяч рублей.
По данным директора петербургского филиала портала по трудоустройству HeadHunter Юлии Сахаровой, на рынке труда сегодня перекос: число представителей офисных профессий существенно превышает спрос на них. Зато тех, кто готов работать руками, не хватает. Впрочем, по ее мнению, ситуация пока не критична. Прежде всего потому, что развитие технологий позволяет производственникам экономить на рабочих руках.
— Если раньше на создание определенного числа деталей нужны были, к примеру, 25 рабочих, сегодня с этой задачей справятся пятеро, — поясняет она.
Кстати
Первое ПТУ в Петербурге появилось в 1701 году. Это была созданная Петром Первым школа математических и навигацких наук.
Татьяна БУРДИЦКАЯ, фотография с сайта mirsmazok.ru